[ Написать без регистрации · Участники · СМЫСЛ ФОРУМА · Поиск · RSS ]

Перейти к активным темам (Ленточный вариант)

ВАЖНО: о работе форума »»

  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Борис1961  
Заметки по поводу творчества Виктора Пелевина.
Дата: Ср, 30.10.2024, 15:54 | Сообщение # 21 Борис1961
Цитата
В буддизме каждый идет своим путем и находит свои ответы. Возможно, это я так поняла, что Пелевин делится своим опытом безысходности, безвыходности. Может, это как раз подтверждает тезисы буддизма, что единственный верный путь - это не идти к свету, не искать в этом мире лучшего места, а уходить из этой круговерти. 
Так это и есть кармический тупик. Творческий человек его ощущает и переживает гораздо острее, чем переживания по поводу каких-то бытовых драм. Что мешало ВП уйти в буддистский монастырь , если он реально осознал правильность такого пути? А ведь много лет подряд своим читателям и себе он именно это и доказывал. А может он уже там и медитирует давным давно , а от писателя ВП остался один аватар? Загадка. Я тут ляпнул на форуме, что ВП и есть главный розамиристский писатель. Поэтому взялся писать небольшие рецензии на его романы. Наверное, это слишком сильное заявление. Напрямую к РМ отсылает лишь его роман "t" (2009)- философское размышление над андреевским миром метапраобразов (в пелевинском стиле фэнтези).
Но, читая ВП я не мало раз сталкивался с такими отсылками (аллюзиями) на РМ, что для меня является показателем влияния идей ДА на творческую вселенную ВП.
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 30.10.2024, 20:32 | Сообщение # 22 Владимир_К
Безусловно Андреев для Пелевина привлекателен, видимо как и другие интересные мистики, но не настолько, чтобы обменять РМ буддизм. С другой, последователем РМ можно считать любого честного, светлого, религиозного человека.
Модераторы
Сообщений: 2007
Offline

Цитата

Пока мы не освободимся от нашей национально-культурной спеси, пока не перестанем чувствовать так, как если бы Россия и в самом деле была лучшей страной на свете, - до тех пор из нашего огромного массива не получится ничего, кроме деспотической угрозы для человечества.
Вверх Вниз
Дата: Чт, 31.10.2024, 08:24 | Сообщение # 23 Магистр_истории_Сель
Это чисто мои домыслы. Никакой достоверной информации у меня об этом нет. Но мне мерещится, что с какого то определённого момента Пелевина начала консультировать одна из башен кремля. Огромная ценность его прозы в том, что выпуская в год по роману. Каждый его роман некиим образом предвосхищал грядущие события. тут по моему уместна аналогия с обложкой британского журнала "ЭкономИст". На которой круг мировой закулисы, известный профанам поду условным наименованием "Ротшильды" раз в год в графической форме раздаёт указания своим сторонникам. Это аналоговой шифрование. Которое не просчитает даже квантовый компьютер. А сможет ли совершенный ИИ? Поживём увидим?
По принципам подобного аналогового шифрования и нейро-лингвистического программирования я с завтрашнего дня запускаю и свой новый проект (4 часть фантастической эпопеи ЛАПТИ "Книга приказов" Это мультиавторский проект, в котором я только АВТОР ИДЕИ. Все ИДЕИ носятся в воздухе. И их не стоит приватизировать. А в данном случае, основная фабула 4 части эпопеи, как коллектив из разношёрстных умов ("Команда Нагваля", которую я худо бедно к настоящему моменту слепил), пытается расшифровывать только одно единственное послание "Объекта У", полученное ещё в 1 части эпопеи.
Историки говорят, что Жанна д Арк Небесная дева покровительница Франции сражалась под белым знаменем с золотыми лилиями. В знак того, что она несёт мир Франции и добъётся окончания 100-летней войны.
Она не была дворянкой. И Фамилия её семьи была ДАРК. И жили они в Лотарингии где и тогда и сейчас многие говорили по немецки.

Дворянство флаг и герб с девизами ей дал король. Дворянам не хотелось подчиняться простолюдинке. А судьями её на процессе в Гавре были французы, интеллигенты того времени из парижской  Сорбонны.

Я готов за этот проект гореть и на костре если потребуется. Но желательно, чтобы только в Энрофе.

Девизов у девы под её дворянским гербом было два
"Если не я? то кто же?"
"Кто любит меня, за мной!"

"В чём силы её источник
загадка не решена
Но всё исполнилось в точности
Как сказала она
..........................
Сердце бросили в Сену
Чтобы стереть и след.
С тех пор прошло постепенно
Полтысячи с лишним лет.

Слава её окрепла.
И там, где в беде народ.
Дева встаёт из пепла.
На помощь она идёт.

Тогда, всех других дороже
Лозунг, зовущий в бой.
"Если не я? То кто же?
Кто любит меня -- за мной!"
(с) Владимир Солоухин



Сообщение отредактировал drakonzmeia - Чт, 31.10.2024, 08:26
Модераторы
Сообщений: 1184
Offline

Цитата

Слишком поздно, чтобы отрекаться от мечты.
Вверх Вниз
Дата: Чт, 31.10.2024, 15:21 | Сообщение # 24 Иоанн
Пелевина я не читал и вряд ли буду.

Не нравится его цинизм, его мрачная картина мира и особенно то, что он стебался над "Розой мира". 

Но мое отношение к нему слегка изменилось после того как я увидел этот ролик:



Автор его, Генадий Вальдберг, помогает увидеть отношение Пелевина к Даниилу Андрееву в несколько ином свете.
Кроме того, это хороший популяризаторский ролик по РМ. 

Кстати, меня там в комментах спросили какие Вы форумы и сайты по "Розе мира" посоветуете, и я ответил, но к сожалению мой ответ со ссылкой на розамира.орг был удален  icon_e_confused  видимо, не положено
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Чт, 31.10.2024, 17:45 | Сообщение # 25 Аглая
Цитата Иоанн ()
но к сожалению мой ответ со ссылкой на розамира.орг был удален    видимо, не положено
Не один ты ограждаешь себя от мрачного и циничного мира )
Модераторы
Сообщений: 824
Offline

Цитата

Вверх Вниз
Дата: Чт, 31.10.2024, 21:35 | Сообщение # 26 Борис1961
Цитата
Пелевина я не читал и вряд ли буду.Не нравится .... особенно то, что он стебался над "Розой мира".
 Мда. Не читал, но осуждаю . Знакомо.
Что касается сарказма Пелевина, то он направлен исключительно на пошлость, тупость, мещанство, похотливость, склонность к садизму и прочие добродетели сапиенсов, которые они хором днем и ночью осуждают. ВП ненавидит этот лицемерный мир. К философской эзотерической тематике он относится весьма почтительно. Так как мне лень стало доказывать, что Пелевин очень внимательно отнесся к идеям , изложенным в РМ и взял их на вооружение (до попадания в кармический тупик), то просто кратко рассмотрим роман ВП "t". 
Сначала читатель вообще не поймет, что за белиберду предлагает им жрать ВП. Потом оказывается , что белиберду сочиняют "демиурги":   Гриша Овнюк, Гоша Пиворылов и Митенька Бершадский во главе с главарем шайки Ариэлем , который мнит себя именно "Создателем". Ну, а управляют они графом Т (метапраобраз, который предполагает прототипом реального ЛНТ в молодом возрасте). Граф Т по воле "Создателя" во что бы то ни стало стремится попасть в Оптину Пустынь и ради популярности этого книжного сериала авторы посылают его в совершенно абсурдные и бесконечные , но занимательные приключения, где он взаимодействует с другими странными метапраобразами с громкими именами (княжна Тараканова, ФМ Достоевский и др.) Это можно все, конечно , воспринять, как сарказм над самим миром метапраобразов, но... Финал оказывается совершенно непредсказуемый: метапраобраз графа Т становится реальной сущностью, а "создатель" Ариэль отправляется в страдалище для метапраобразов.
Ну, не знаю. Здесь все настолько однозначно, что никаких сомнений не вызывает попытка ВП осмыслить эту удивительную идею ДА о реальности мира метапраобразов. Совершенна очевидна и этическая позиция ВП лихо расправившегося с создателями потреблядских продуктов - бандой Ариэля и Ко-, и, с другой стороны, влившего благородную душу графа Т в реальную плоть, что и позволит ей наконец-то достигнуть Оптиной Пустыни (вопреки злобным замыслам авторов).
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Пт, 01.11.2024, 07:34 | Сообщение # 27 Яник
Цитата Борис19618323К tфилософской эзотерической тематике он относится весьма почтительно. Так как мне лень стало доказывать, что Пелевин очень внимательно отнесся к идеям , изложенным в РМ и взял их на вооружение (до попадания в кармический тупик), то просто кратко рассмотрим роман ВП "t".

Роман Пелевина "t" подробно обсуждался на РМ-форуме WS почти 15 лет назад

http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=3163&start=all&postdays=0&postorder=asc

Цитата
Роман называется "Т", т.е. одна буква.
Место - Россия ; время - примерно конец XIX - начало ХХ.
Начинается как-то в акунинской манере сценой в поезде, к-рый проезжает мимо Ясной Поляны. Два пассажира - священник и коммерсант - обсуждают графа Толстого, к-рого видят в окно пашущим землю. Говорят, что мол граф завел себе двойника-крестьянина, к-рого высылает каждый день пахать к курьерскому.
Далее из разговора становится понятно, что священник это и есть граф Толстой, под рясой у него револьвер, но ему лет 30. Но его будут называть до конца не Толстой, а "Т" или "граф Т." - это важно. В поезде начинается стрельба. Священник-граф Т. убегает от преследующих полицейских, на ходу прыгает с моста в реку, используя рясу, как парашют. Фондоринщина перемешивается с бондианой. А затем начинается фэнтази, где главный герой общается с какими-то мистическо-каббалистическими сущностями.
И тут вскрывается суть происходящего. Герой встречается с неким божеством Ариэлем, к-рый объясняет ему все. А именно - этот Ариэль уже из нашего времени. Он автор романа про Т. И соответственно бог-творец, демиург. И вообще все бытие, все существование и т.п. - чье-то сочинение и все люди - МЕТАПРООБРАЗЫ. Но слова этого Пелевин не употребляет, а я все ждал...
А почему Т., а не Толстой и почему ему 30 лет? А вот почему.
На книгу о Толстом был заказ от богатых продюссеров. Но наступил кризис, продюссеры лопнули, но кредиты надо было отбивать и надо было, чтобы роман окупился и т.д.
Т.о. этот демиург в течении романа будет еще много встречться с Т. и наше настоящее будет переплетаться с прошлым. Там, к примеру, еще появится Достоевский, к-рый будет бегать с подствольным гранатометом и приборами ночного видения по канализациям Петербурга, отстреливаясь от терористов. Будет и Владимир Соловьев - лидер тоталитарной секты, сидящий в тюрьме, где ему отрубят голову.
Как я уже писал, я все ждал появления Даниила Андреева - он прекрасно вписался бы в контекст. Но не появился.
Вот так.
Модераторы
Сообщений: 821
Offline

Цитата

Настоящего масона или иллюмината никто не отличит от обычного человека, потому что он владеет обоими способами мышления.
Из газет.
Вверх Вниз
Дата: Пт, 01.11.2024, 11:28 | Сообщение # 28 Иоанн
Цитата
Мда. Не читал, но осуждаю . Знакомо.

Цитата Борис1961 ()
Что касается сарказма Пелевина, то он направлен исключительно на пошлость, тупость, мещанство, похотливость, склонность к садизму и прочие добродетели сапиенсов, которые они хором днем и ночью осуждают.

Борис, не согласен.
Иногда одна цитата говорит очень красноречиво сама за себя.

О том как демон великодержавия насилует Навну это как минимум издевательство над Андреевым и над самой Соборной душой.

вот старое обсуждение на орге, где Ольга Данилова, как и я, возмущается Пелевиным, а Денис вместе с Яником пытаются его защищать.
http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1194&st=45

цитирую Ольгу:
Цитата
Согласна, что писатель он талантливый и яркий, и его творчество заслуживает обсуждения. Но и талантливый человек, к сожалению, может поступать непорядочно. В данном случае я расцениваю "мелкое хулиганство" г-на Пелевина как непорядочный поступок. И считаю себя вправе высказать в его адрес публичное "фи", сколь бы гениальным он не был.

согласен с этой цитатой полностью.
И хотя в дальнейшем мнения разделились, так как все там запутано, общее ощущение у меня осталось таким же.

ну или вот:

Цитата
По вечерам я вдруг замечал, что думаю о троичности Люцифера или о новейшем уицраоре отечества. Оказывается, я откуда-то знал, что уицраор — это демон воинствующей государственности. Мне было известно даже его имя: Жрумулякр Первый — русский уицраор эпохи информационных войн. Он был, конечно, не так могуч, как грузинский или эстонский, но обещал со временем вырасти в настоящего монстра, ибо в нынешней Москве у него было много талантливых человеко-орудий…

в одной цитате и стеб над Андреевым, и искажение его идей.
Первый жругр - совсем не эпохи информационный войн, а древней Московской Руси. У Грузии или Эстонии никогда демонов великодержавия не было.  И т.п. И т.д.

Но главное, есть ощущение чего-то грязного, циничного и неприятного, ну как будто сальными пальцами мальчишки с улицы, залезли в шкатулку где мы храним какие-то свои драгоценности и начинают там копаться.
Вот такое ощущение у меня было от этого!

(и хотя приведенная выше ссылка на ролик Вальдберга, которую почему-то никто не стал обсуждать, слегка немного мое отношение изменила, но раз Борис так однозначно взялся возражать, то и мне придется сосредоточиться на критике)

Я думаю, Пелевин популяризует РМ не лучше чем некоторые форумчане с палау.
То есть лучше никакой популяризации совсем, чем такая! Ибо когда настолько замутнен источник и настолько исковерканное о нем впечатление создается лучше ее вообще не делать.



Сообщение отредактировал Иоанн - Пт, 01.11.2024, 11:33
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Чт, 07.11.2024, 20:51 | Сообщение # 29 Вячеславна
Большое спасибо, Борис, и все все все, отличная ветка good

Не читала Пелевина, не могу комментировать его, но могу - вас.))

Из всех комментариев выходит, что если Пелевин не ушел в буддийский монастырь, то победила материя, то есть желание стабильного заработка, что и стало причиной упадка уровня произведений.

Если же ушел, тогда приходит мысль об ИИ.
Его возможности растут, думаю, скопировать стиль писателей - уже не так сложно.... А дальше - только тему задай.
Самим издателям напрямую издавать не так интересно, как если сначала перепродать популярный стиль тому же государству и получать двойную выгоду....

Цитата Борис1961 ()
Но есть многочисленная читающая публика, которая в итоге так и обозначает свое мнение на счет опусов ВП. Особенно мне непрятна критика Чи П. Ничего более ироничного, актуального, философического, увлекательного я в жизни не встречал , вернее - может быть, всего лишь еще два-три раза.

Одно время я увлекалась разбором "трансфизических источников вдохновения в изобразительном искусстве". Много рассмотрела художников, особенно современных. Привлекали картины, где много метасмыслов, много души, энергий... Но был художник, у которого всегда имеется только один метасмысл (образ, символ) на всю картину. Так вот этот художник немало популярен именно как бы простотой подачи метафизики. Такой вполне себе светлый НЕОБЪЕМНЫЙ метафизический ширпотреб...))))

Цитата Яник ()
я-то считаю вершиной творчества ВП.
Особенно обожаю 1 главу про поэта Фнерного и японскую главу про Сердюка.
Перечитываю постоянно.
Вот и намедни процитировал в ветке, где Вяче

Спасибо, это было остроумно.
Значит, я все таки читала Пелевина )))

Цитата Аглая ()
в каком мире проснулся - тот и настоящий. Там и живи.

good good good

Цитата Аглая ()
Например, того, что все мы лишь игра сознания хозяина планеты шестикрылого солнцеподобного Атона Гольденштерна. (сори за спойлер, если кто собирается читать). И очень сильная конечная сцена что, что и он страдает в самсаре, и страдания его непереносимы, и никто не согласится взять это груз на себя по доброй воле

Не назовут ли меня капитаном "Очевидность", если скажу, что речь о Люцифере?
Ну или Шиве))

Цитата Аглая ()
Тут ещё с этим светом есть подозрение, что это могут быть не мысли Пелевина, а просто появившиеся сейчас предупреждения некоторых эзотериков, что полет на Свет после смерти - это прямая дорога в новое воплощение. Т.е. ловушка.

О-ё-ёй... это неправильные предупреждения... они настраивают людей против Света ?! shok .... Ну да, ну да.... царство антихриста.... sorry

Цитата Борис1961 ()
Что мешало ВП уйти в буддистский монастырь , если он реально осознал правильность такого пути?

Этот вопрос - самый главный в наших воплощениях.
Мы ищем, ищем, ищем, а когда находим - боимся сделать последний шаг, чтобы получить столь желаемое. Страх. Слабость. Любовь к этому миру. Это, кстати, тот же страх, что возникает при выходе в астрал.

В результате, теряем эту возможность, хотя и думаем, что находимся там же и всегда сможем сделать этот шаг. А и чтобы вернуться к этой ступеньке, приходится потратить уже намного больше сил, пережить больше потерь.

Впрочем, не говорю, что Пелевин совершил в чем-то ошибку. Затворничество - далеко не для всех является прямым путем.

Цитата Борис1961 ()
потреблядских продуктов

Техадмин
Сообщений: 333
Offline

Цитата

Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся! :)
Вверх Вниз
Дата: Чт, 07.11.2024, 21:34 | Сообщение # 30 Борис1961
Ну, путь ВП был предопределен: в буддистский монастырь. Но вот дзен-буддизм фактически очень близок к соляпсизму. И надо сказать, что эта мысль - мир как иллюзия- у него постоянно проскакивала почти во всех романах. В последних романах эта тема уже ведущая: в мозг любого сапиенса идет чисто трансляция, которую не отличить от реальности ( ну, как в Матрице). Вполне вероятно, что это и есть нынешняя антирелигия ВП. Поэтому и все последние романы производят очень мрачное и безысходное впечатление. Это уже точно не взгляд буддиста. Так что и такая загогулина могла произойти.
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Вт, 17.12.2024, 15:37 | Сообщение # 31 Борис1961
Продолжим разбор полетов мыслей ВОП. Вот давнишнее интервью в газете Известия , где, кстати, ВОП ссылается непринужденно на ДА. Что подтвердило мою догадку о творческих истоках ЭмайрV и Бетмен Apollo (скорее одного из истоков) . Интервью оказалось несколько шире, чем рамки одного- двух романов.

Наталья Кочеткова
Писатель Виктор Пелевин: «Вампир в России больше чем вампир»

Выход книги Пелевина в этом году предварялся скандалом: черновик романа о вампирах неизвестным образом попал в интернет, где его мог прочесть каждый желающий. О том, как в столице появились вампиры, почему миром правят дискурс и гламур и как черновая редакция "Empire V" оказалась в Сети, Виктор Пелевин рассказал в эксклюзивном интервью Наталье Кочетковой.На кого работает фабрика денегвопрос: Вы пустили разгуливать по современной Москве всякую нечисть. Почему вдруг вампиры?ответ: Это не я пустил всякую нечисть разгуливать по Москве. Если бы это был я, у меня был бы орден "За заслуги перед Отечеством", дом в Барвихе, охрана, личный повар и персональная пенсия. Я просто написал книгу про вампиров. Они меня давно интересовали. Интуитивно было понятно, что вампир в России больше чем вампир. А вот насколько больше, я и попытался выяснить.в: Ваши вампиры ломают традиционные представления об этих существах в мифах и литературе. Это не кровожадные чудовища, а высшее на Земле звено после Бога. Их деятельность похожа на "молочное животноводство" - они не убивают людей, а доят. Поиграть в Брэма Стокера со всякими ужасами соблазна не было?о: Мне кажется, мои вампиры гораздо страшнее. Ведь ужасы бывают разного рода. Есть такие, к которым нас приучили с детства, и мы их просто не замечаем. По-моему, трудно придумать что-нибудь страшнее современного города. Что такое город? Это место, где люди живут по той причине, что раньше их там много умерло. Еще это фабрика денег. Вот только на кого эта фабрика работает? Даниил Андреев согласился бы, что вряд ли на людей.Люди даже смутно не понимают сил, которые управляют их жизнью. Они не понимают смысла своей эволюции. То, что называют "прогрессом", опустило человека гораздо ниже живущего на свободе животного. Образ жизни зверя - есть экологически чистую пищу, жить в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться и никогда ни о чем не волноваться - сегодня доступен только ушедшему на покой миллионеру. А обычный человек всю жизнь работает, высунув язык от усталости, а потом умирает от стресса, успев только кое-как расплатиться за норку в бетонном муравейнике. Единственное, что он может, - это запустить в то же колесо своих детей.Город - это много-много таких историй, помноженных друг на друга. Когда давящая бессмысленность такой жизни перевешивает страх смерти, начинаются войны. Когда перевешивает страх смерти, наступает мир. Вот на этих качелях мы и живем, это наша повседневность. "Дракулу Брэма Стокера" мы смотрим только для того, чтобы чуть-чуть от нее отдохнуть и развеяться.Политкорректность и гламурв: "Красная жидкость" вместо крови и прочие эвфемизмы - пародия на политкорректность. Как вы думаете, в каких случаях политкорректность и вытекающие из нее лингвистические химеры оправданны, а когда выглядят комично?о: Я думаю, что политкорректность оправданна, когда она позволяет сохранить человеческое достоинство. Когда из нее делают фетиш и национальный культ, это немного смешно.Никому не нужна лингвистическая "He-or-shema", как в Америке, но любому обществу, где рядом живут разные нации, не помешает некоторый минимум политкорректных клише. Американцы ведь очень прагматичные люди. Они ввели политкорректность, потому что она мгновенно наводит формальный мост через эмоционально заряженную трясину. Назовите негра негром, и на вас повиснет доля ответственности за работорговлю. Назовите его афроамериканцем, и его можно спокойно увольнять с работы.Политкорректность создает ясные правила, полагаясь на которые, можно избегать двусмысленности, хотя сама по себе политкорректность - очень двусмысленная вещь. Суть политкорректности - общественный договор в максимально сжатой форме. Это удобно, потому что экономит время и силы. Возможно, этому должны обучать в школе.в: Основные дисциплины, которые преподают молодым вампирам, - дискурс и гламур. Почему вы считаете их ключевыми понятиями современного общества?о: Потому что они таковыми являются. Гламур - это скрытая идеология общества, которое объявляет себя постидеологическим или нанимает технологов для разработки потемкинских идеологий. Роль агитпропа при гламурной идеологии выполняет реклама - я про это писал еще в "Generation P". А дискурс - это гламур духа, единственная форма гламура, доступная лицам с отложенной социальной реализацией.Кстати сказать, слово "лузер" кажется мне неполиткорректным, лучше, по-моему, пользоваться аббревиатурой "ЛОСР" или "ЛСОСР". Вампиры по этому поводу говорят так: если гламур - это секс, выраженный через деньги, то дискурс - это секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет.Можно сказать, что гламур и дискурс похожи на синус и косинус (от слова "sin", "грех") - кажется, что между ними есть разница, но это просто фазовый сдвиг. Естественно, что вампиры прилежно изучают эти два предмета. Им во всем надо быть на шаг впереди людей.Мастер, Маргарита и Ночной дозорв: Язык вампира, переселяясь из одного носителя в другого и запоминая все, что происходило в "прошлой жизни", таким образом выполняет функцию культурной памяти. Получается, что культура - демоническая по своей сути?о: Я не думаю, что у культуры есть какая-то суть. Или, вернее, идея такой "сути" сама по себе является фрагментом некоторых культур - как, например, теория "культурных организмов" Шпенглера, "исторический материализм" Суслова и так далее. Я смотрю на жизнь проще, для меня культура - это просто калейдоскоп. Какая в калейдоскопе может быть "суть"? Она бывает только в глазах смотрящего. Вот эта проецируемая суть и будет придавать смысл и взаимную иерархичность всем возникающим узорам, делая их демоническими или какими-нибудь еще. При этом глядящему в калейдоскоп, естественно, будет казаться, что демоничен именно калейдоскоп.в: Как вы относитесь к "Мастеру и Маргарите" Булгакова? Кажется, читатели делятся на тех, кто считает книгу шедевром, и тех, кто называет бульварным романом.о: Я считаю "Мастера и Маргариту" одной из величайших книг двадцатого века. Для меня это самый важный текст из всего написанного в советское время. Я никогда не видел людей, которые называют эту книгу бульварным романом, таких титанов духа мне даже трудно себе представить. Иногда говорят, что "Мастер и Маргарита" - это квинтэссенция советского опыта и поэтому она не очень понятна тем, у кого его нет. Но эту книгу неплохо воспринимают на современном Западе - вот Бьорк ее хвалила, например. А у нее советский опыт отсутствует.в: А "Ночной дозор" Лукьяненко вы смотрели/читали? Во всяком случае, временами, мне кажется, вы его пародируете.о: Кино я смотрел. Это очень современный фильм - он состоит не из сцен, а из клипов. Совершенно другой тип операторской и режиссерской работы. Мы видим не просто грязный подъезд, стакан с кровью или лицо героя - мы видим рекламу грязного подъезда, рекламу стакана с кровью, потом рекламу лица героя и так далее - этот фильм как бы рекламирует все объекты, проплывающие мимо камеры. Это потрясающе. Очень талантливый режиссер. Если я не ошибаюсь, он раньше делал клипы "Всемирная история" банка "Империал" - про Суворова, про Великого инку. Жалко, что их больше не снимают. Это была очень запоминающаяся серия. Вот только кончилась она как-то неярко, не хватило завершающего клипа.Я когда-то придумал такой вариант: бесконечная очередь хмурых людей с номерами на ладонях. Стоят в некий банк. Над очередью проносится шепот: "Открывают?" - "Нет, не открывают". - "Говорят, сегодня больше не откроют". - "И завтра тоже". - "Говорят, вообще никогда больше не откроют..." Снисходительный басок диктора: "Банк "Империал". Всемирная история, банк "Империал". Это если вы заказывали пародию.Французский поцелуй на морозев: Предки главного героя книги Ромы Шторкина - прибалтийские бароны фон Шторквинкель. Вы своей родословной когда-нибудь занимались? Мне рассказывали, что Пелевины до революции были владельцами сети мануфактурных фабрик.о: Нет, вряд ли я из этих Пелевиных. Если бы мои предки занимались мануфактурой, я бы скорее всего писал детективы.в: Просто не могу не спросить: пропажа рукописи романа - правда оплошность издательства? Просто это мог бы быть забавный PR-ход.о: Насколько я знаю, это не оплошность издательства, а случай так называемого воровства. Вам это кажется похожим на забавный пиар-ход, а мне напоминает принудительный французский поцелуй на морозе. Видите, какие разные ассоциации.в: А не было желания изменить что-то в книге, чтобы она отличалась от пиратской версии, как это сделал, например, в подобной ситуации Маркес?о: В Сеть попал черновик - сырая и незаконченная версия, которую лично мне не особо приятно читать. Хемингуэй говорил: "First drafts are shit". Я вношу во время верстки огромное количество исправлений, иногда меняю двадцать-тридцать процентов текста. Мне обидно, что на всеобщее обозрение выложили вариант, который может испортить впечатление о книге.в: Вы видели театральный проект Shlem.com по "Шлему ужаса" молодого прибалтийского режиссера Живиле Монтвилайте, сделанный как ActiveFictionShow - это когда театр, литература, видео, музыка, художественный перформанс и интерактивное шоу одновременно? Как вы относитесь к такого рода вещам?о: Я знаком с проектом по интернету - по-моему, он очень интересный. Мне приятно, что Живиле Монтвилайте обратилась к этому тексту.в: Вас не смущает, что Монтвилайте переделала финал, в результате сильно упростила идею книги?о: Нет. Тем более что у этой книги нет какой-то одной идеи. Там этих идей очень много. Суть взаимоотношений писателя и режиссера в том, что режиссер начинает работать там, где писатель заканчивает. Это как вторая ступень ракеты, и привести она может в самое неожиданное место. Писатель не должен пытаться управлять этим процессом. Лучше всего ему вообще ничего про это не знать.в: Сейчас все художественные произведения перестают быть собственно явлениями литературы и выходят в смежные области - появляются параллельные проекты в интернете, театре, кино. Например, в последнем романе Бориса Акунина "Ф.М." читателю предлагается самостоятельно разгадать ребус. Победителя ожидает золотой перстень. Вы не думали о чем-то подобном?о: Нет. Несмотря на все уважение к Борису Акунину, браться за разгадку этого ребуса я не планировал.Восточные принципы с европейскими традициямив: А как относитесь к стихам на форуме вашего сайта? Есть очень забавные - например, стихотворение про писателей, написанное на жаргоне "падонков".о: Там есть много второстепенных поэтов, несколько недюжинных поэтов и два великих поэта - Минздрав и Монти Питон. Минздрава, я думаю, сразу зачислили бы в ОБЭРИУ.в: На форуме я нашла еще одну любопытную реплику: молодой человек хочет купить одежду для своей девушки. При этом за образец стильности взята лиса А Хули из "Священной книги оборотня". Вы задумывали героиню как современный секс-символ?о: Нет, я задумывал ее как свой личный секс-символ. И вообще мне непонятно, зачем молодой человек будет покупать одежду для своей девушки - если, конечно, эта девушка не резиновая. Нельзя относиться к женщине с таким презрительным недоверием. Некоторые вещи она вполне может сделать сама.в: На сентябрьскую книжную ярмарку в Москву приезжала молодая французская писательница китайского происхождения Шань Са. Ее дебютный роман "Врата небесного спокойствия" получил в свое время Гонкуровскую премию. Про свою манеру писать она говорит, что пытается сочетать принцип восточной живописи - контур без объема - с европейской традицией - объем без контура (масло). Учитывая, что вы много времени проводите на Востоке, можете сказать, что вам что-то подобное близко?о: Если мы попытаемся соединить контур без объема с объемом без контура, мы получим контур с объемом. Зачем ради такого простого эффекта соединять восточные принципы с европейскими традициями? Этими атрибутами и так обладает любой предмет. А у слов все равно никогда не будет ни контура, ни объема. Тем не менее все сказанное Шань Са очень мне близко. Я объясню почему.Чуть раньше мы говорили о дискурсе как разновидности гламура. Вот это и есть классический пример того, как гламур и дискурс нежно перетекают друг в друга и сливаются в одно целое, образуя сочный, хрустящий и в меру калорийный культурный продукт.Мифологические персоныв: Тимур Кибиров как-то сказал, что написал поэму "К.У. Черненко", потому что советский чиновник - абсолютный миф. О нем ничего не известно, а следовательно, автор свободен в конструировании художественного образа. Вы не появляетесь на литературных тусовках, отказываетесь общаться с журналистами, постоянно подчеркиваете, что проводите в Москве очень мало времени. Вы не боитесь стать мифологической персоной или даже персонажем чьей-нибудь книги?о: Вы знаете, таким абсолютным мифом является абсолютно все. Человеку неизвестно, что такое он сам, откуда он здесь взялся и куда потом пойдет. Поэтому Тимур Кибиров так же неисчерпаемо загадочен, как К.У. Черненко или мы с вами.Единственное, в чем мы можем быть уверены на все сто, - это сегодняшний обменный курс Центробанка. Но даже здесь не все так просто - о чем я, собственно, и написал роман "Empire V".А что касается моего образа жизни, то он для писателя является совершенно стандартным, даже банальным. Очень многие писатели избегают публичности. Это скорее правило, чем исключение. Теоретически писатель может быть еще и литературным тусовщиком, но мне кажется, что это будет неудачный гибрид. Знаете, как летающий экскаватор - в принципе можно построить такую машину, но вряд ли она будет хорошо копать и хорошо летать. С журналистами я не отказываюсь общаться, что доказывает наша беседа. Но я стараюсь свести эту почетную обязанность к минимуму.А насчет персонажа книги... Я думаю, что могу стать персонажем только собственной книги. Что я и так делаю уже много лет. Если я стану персонажем чужой книги, то, как вы совершенно справедливо заметили, это будет книга о мифологической персоне. А мифологические персоны живут по своим законам. Повлиять на происходящее с ними мы все равно не можем.

Добавлю отсебятины, на которую навело данное интервью Н.Кочетковой с ВП.
Сам Пелевин в интервью для Известий невзначай упомянул Даниила Андреева. Причем в том смысле, что Андреев одобрил бы концепцию романа. А почему, собственно говоря? Вероятно, главная философская мысль романа сосредоточена в загадочной субстанции - баблос, которая дарит вампирам что-то наподобие экстаза, несравненного кайфа. Но ведь баблос - это субстанция не регистрируемая физическими приборами! Но именно так и выглядит концепция Андреева связывающая бесов и людей в определенный симбиоз: бесы точно также доят людей, питаясь их нерегистрируемой энергией садизма и похоти! Т.е. фактически ВП лишь творчески развил концепцию Андреева , чтобы она была интересна читателю 21 века))) Есть в романе и другие аллюзии на Розу Мира (философско -мистический трактат Андреева). А вообще меня в творчестве ВП больше всего и привлекает вот такой крутой замес фантастики, экшена и философии)
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 18.12.2024, 12:45 | Сообщение # 32 Борис1961
Написал короткую рецензию про EmpireV на livelib.ru. Для оценки творчества ВП - вполне себе содержательная.

Книгу естественно прочел в год выхода на прилавки. Уже тогда был фанатом ВП, ну, и куда было деваться?Собственно говоря, от чего фанатеют другие поклонники творчества ВП - мне понятно: мы на одной волне. А почему тогда другая часть читающей публики в лучшем случае пожимает плечами?
Есть несколько причин. Первой является естественно фантастическая начинка любого произведения ВП. Понятное дело, фантастику не вся публика воспринимает, а у некоторых это до нервных судорог))) Ну, в ЭмпайрV - с этим все в порядке, хотя сюжет местами становится не фантастическим, а конкретным сюром (как история с Великоой Мышью).
Второй фактор - Пелевин обожает гротескную подачу любого материала, причем издеваться может практически над всем, что для иных людей является священной коровой. Особенно это касается так называемой Любви между м и ж. Тут у ВП чисто фрейдистский взгляд на суть вопроса, а к Фрейду публика относится весьма по-разному.
Третий упрек, судя по отзывам, - это излишняя насыщенность любого произведения философскими размышлениями , либо отсылками читателя в эту область. И рассматриваемый роман естественно переполнен такими отсылками. Ну, тут уж ничего не поделаешь. ВП пишет свои романы, разговаривая с собой и читателем не о приключениях вампира Рамы в стране Чудес, а именно с противоположной целью : заставить читателя задуматься о самых сложных проблемах мироздания, подавая их в форме фантастического экшена. Если читатель при этом не готов к умственному напряжению, то, пожалуй, и не стоит браться за книжки ВП: ничего не поймет(((
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 18.12.2024, 14:52 | Сообщение # 33 Аглая
Цитата Вячеславна ()
О-ё-ёй... это неправильные предупреждения... они настраивают людей против Света ?!
Они предупреждают о том, что всё надо проверять самому. 
Логически наличие света можно ведь объяснить тем, что это путь в дуальность, т.е. в тот же наш мир. Если есть свет, значит, рядом и тьма.
Вообще предостережение касается света в конце туннеля, про который многие пишут - это пусть в новую инкарнацию, куда не обязательно стремиться сломя голову, можно поосмотреться среди других миров как минимум. Мистики же ищут выход из матрицы.
Модераторы
Сообщений: 824
Offline

Цитата

Вверх Вниз
Дата: Ср, 18.12.2024, 22:38 | Сообщение # 34 Борис1961
Цитата Вячеславна
Из всех комментариев выходит, что если Пелевин не ушел в буддийский монастырь, то победила материя, то есть желание стабильного заработка, что и стало причиной упадка уровня произведений
.
Это крайне сомнительно.
Есть люди, для которых деньги - вторичный продукт от их творчества. Они занимаются любимым делом, но при этом много зарабатывают. Среди писателей таких фартовых творцов очень немного. ВП оказался любимцем Фортуны, ну и, думаю, состоятельный человек. Из всех его книг видно при этом, что деньги он не считает чем-то важным в жизни человека. Лично ему они просто помогают заниматься тем, что ему интересно - писательством. Это одна сторона медали. С другой стороны ВП явно увлекался теоретической стороной буддизма. Также известно о его ретритах в буддистских монастырях юго-восточной Азии. Но к чему они его привели в конечном итоге - не известно. Все три последних романа сосредоточены на описаниях различных картинок, транслируемых в мозг сапиенса непонятно кем и непонятно зачем. Исчезло гуманистическое содержание, которое очевидно прослеживалось в предыдущем творчестве. Это похоже на откат в экстремальный соляпсизм. Такое складывается впечатление. Впрочем, не исключено, что вместо ВП последние опусы сочиняет ИИ, что самому Пелевину было бы весьма интересно и прикольно. А может и литературных нигеров подрядил. Кто его знает...
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Чт, 19.12.2024, 19:40 | Сообщение # 35 Емеля1
Пелевина не читал,но уже осуждаю потому , что Борис пишет, что он фанат Пелевина. Мнение Бориса дорогого стоит ! Значит это гадость редкостная и Колыма по таким Пелевинам плачет !!!!! aen  aen  aen
Модераторы
Сообщений: 501
Offline

Цитата

Вверх Вниз
Дата: Чт, 19.12.2024, 20:11 | Сообщение # 36 Аглая
Цитата Емеля1 ()
Пелевина не читал,
"Чапаев и Пустота" прочесть стоит. Видимо, в этом моменте, Пелевин проникался духом буддизма и мистицизма, какие-то свои вопросы и их осмысление чувствуются. Остальное, похоже, уже за деньги писал, а не от души ))

Ну и "SNUFF" - чисто потому, что война текущая там в 2010-м уже описана. Говорят, что он проект Суркова. Судя по этому роману, каким-то инсайдом попахивает или даже "конструированием реальности".
Модераторы
Сообщений: 824
Offline

Цитата

Вверх Вниз
Дата: Вс, 22.12.2024, 00:23 | Сообщение # 37 Борис1961
Цитата
Пелевина не читал,но уже осуждаю потому , что Борис пишет, что он фанат Пелевина. Мнение Бориса дорогого стоит ! Значит это гадость редкостная и Колыма по таким Пелевинам плачет !!!!!
Я никаким емелям не предлагаю читать ВП. Ветка была создана , так как Вячеславна спросила: почему Пелевин с т.з. Бориса является главным розамиристким писателем. Этот вопрос Емелю явно не волнует, но ему нужно выпрыгнуть , как черт из табакерки и всем продемонстрировать свой саркастический ум. Предлагаю Емеле тренироваться на Сармате в его месте обитания. Там они смогут проявить все свои поразительные способности и получить друг от друга полное удовольствие. :dirol:
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Вт, 14.01.2025, 18:25 | Сообщение # 38 Борис1961
Продолжу свой никчемный анализ творчества ВП. Никчемный по причине того, что читатели разбиты на два подотряда: один читает ВП, другой не читает. Которые читают - тем итак все понятно. Нечитающим что-либо объяснять - пустая трата времени. Ну, немного слукавил. Все-таки начал рецензировать по просьбе Вячеславны, так что, надеюсь, ей эти опусы какую-то пользу принесут.
Какой роман ВП лично у меня вызвал восторг на уровне оргазма? Айфак 10 (iPhuck10). На работе у меня был товарищ- тоже любитель Пелевина-, так мы в течение дня по несколько раз обсуждали все самые гомерически смешные моменты романа. Хотя юмор ВП несколько казарменный по форме, но в контексте сюжета он таковым точно не выглядит. Чтобы себя не утруждать рецензированием, я зашел на лайвлиб и нашел самую популярную рецензию на сей пелевинский опус. Автор - некто NotSolt. Скоммуниздил без разрешения автора.
– Можно к тебе подключиться?
– Чёрт. Снова реклама... "КGBT+", "Трансгуманизм", "Путешествие в Элевсин". Её нельзя перематывать?
– Самая хитрая? Нет. Придётся терпеть и рассматривать то, что тебе в который раз суют маркетологи. Ты можешь жить своим умом и читать старые книги Пелевина, ведь в них содержится то, что не встретишь сегодня.

– Что это?
– Примерно то, что можно встретить в эпоху "гипса", ведь она сама часть той эпохи и выглядит, как пример искусства в котором ещё нет похождения по рельсам одинакового сюжета и топтания на одном месте, вместо попыток двигаться дальше...
– Гипс? – переспросил я. – А что это значит?
– Это – наш искусствоведческий жаргон. Официальный термин – «гипсовый век».
– А что такое «гипсовый век»? Какая-то периодизация?
– Скорее парадигма, связанная с историческим периодом. Далеко не все искусство этого времени будет гипсом. Но если брать по времени – с начала нашего века и примерно до двадцать пятого-тридцатого года. По месту возникновения – Россия, Европа, Америка, Китай. Отдельные объекты искусства, созданные до и после этого времени, тоже могут быть классифицированы как гипс.
– Ого. А почему такое название – «гипс»? Это что, какие-то изделия из гипса? Фигурки?
– У Делона Ведровуа было эссе с названием «Гипсовая контрреформация». Оттуда это и пошло. Гипсовая контрреформация, по Ведровуа, была последней попыткой мировой реакции вдохнуть жизнь в старые формы и оживить их. Создать, как он пишет, франкенштейна из трупного материала культуры, основанной на квазирелигиозных ценностях реднеков и сексуальных комплексах всемирной ваты.
– Но почему именно «гипс»?
– У Ведровуа это центральная метафора. Представь сбитого грузовиком Бога...
– Бога? – переспросил я и перекрестился. – Грузовиком?
– Ведровуа так переосмыслил Ницше. Не хотела задеть твои религиозные чувства, извини – я знаю, что вам сейчас закачивают. Неважно – Бога, патриарха, царя, пророка. Одним словом, фигуру отца. Ему переломало все кости, и он мертв. Его надо скорее зарыть – но... Как это у Блока: «толстопузые мещане злобно чтут дорогую память трупа – там и тут». И вот, чтобы продлить себя и свое мещанство в будущее, толстопузые злобно заявляют, что Бог на самом деле жив, просто надо наложить на него гипс, и через несколько лет – пять, десять, двадцать – он оклемается. Они лепят гипсовый саркофаг вокруг воображаемого трупа, выставляют вооруженную охрану и пытаются таким образом остановить время... Гипсовое искусство – это искусство, которое своим виртуальным молотом пытается разбить этот саркофаг. Или, наоборот, старается сделать его еще крепче. Подобное происходило почти во всем мире и принимало самые разнообразные формы.
– Да... И эта книга не выглядит словно конвейер?
– Нет. В ней много пересечений с другими, но скрыто столько отсылок постмодернизма, что невозможно не визжать от удовольствий, где помимо всего крыт интересный сюжет с примесью детектива и расследований. Битва умов человека и полицейского литературного алгоритма. Помимо всего без этого до конца не понять последних конвейерных книг. Осень близко... Автор того смотри продолжит историю или снова переплетёт всех героев вселенной.
– Я так устала от этого...
– Понимаю отчасти. Только мне кажется, что вы все вторите мнению какого-то блогера. Пишет каждый год человек, зарабатывает себе деньги. Живёт. Пьёт красное вино и смеётся глядя на настоящее.
– Что ещё в этой книге? В чём сюжет?
– Порфирий Петрович — литературно-полицейский алгоритм. Он расследует преступления и одновременно пишет об этом детективные романы, зарабатывая средства для Полицейского Управления. Маруха Чо — искусствовед с большими деньгами и баба с яйцами по официальному гендеру. Ее специальность — так называемый «гипс», искусство первой четверти XXI века. Ей нужен помощник для анализа рынка. Им становится взятый в аренду Порфирий. «iPhuck 10» - самый дорогой любовный гаджет на рынке и одновременно самый знаменитый из 244 детективов Порфирия Петровича. Это настоящий шедевр алгоритмической полицейской прозы конца века — энциклопедический роман о будущем любви, искусства и всего остального. Главный герой встретится в одной из последних авторских книг в новом обличии. Теперь тебе всё понятно?
– В общих чертах. Но в целом выглядит интересно, особенно, если оно выделяется из общей массы.
– Читай пока не запретили сексуальные сцены между всякими приборами и людьми из плоти и крови.
– А она хорошая?
– Да! "Читайте хорошие книги!" (с)

Небольшое пояснение. Автор рецензии не считает , чем -либо стоящим романы ВП, посвященные упаковки человеческих мозгов в банки, чем озаботился Пелевин в последних своих книгах. Я так думаю, что тема любопытная, но всю ее можно было ограничить одним романом. Но сама рецензия оказалась как бы самостоятельным эссе, и довольно точно пересказывает суть романа. Но одну самую главную тему автор рецензии опустил. В далеком 2016 году писатель Виктор Пелевин был озабочен гораздо более интересной проблемой: может ли ИИ очеловечиться! В романе также предложена и технология такого очеловечивания. И вот эта тема является по сути наиболее важной, а теперь и самой актуальной для Цивилизации сапиенсов. В романе пока не фигурирует глобальная нейросеть, но зато , по-моему, вопрос ВП ставит правильно: ИИ очеловечиться, если узнает, что такое страдание. С моей т.з. это , как раз, и есть база для воцерковления ИИ, о котором толкует Уляшов. Только вот страдания биологического объекта и робота носят совершенно различный характер, так что я не понимаю- как на практике может ИИ воцерквиться.
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Пн, 27.01.2025, 12:20 | Сообщение # 39 Борис1961
А вот этот опус ВП напрямую в крайне ироничной форме обыгрывает тему противостояния Жругра и Стеббинга. Причем , достаточно сложно в конце повести определить реальное отношение писателя к этой сюжетной линии метаистории России. По крайней мере, само обращение к этому сюжету показывает , как глубокое погружение ВП в "РМ", так и попытку осмысления, что в "РМ" является безусловным откровением, а что - аберрацией сознания ДА. Так как в дальнейшем ВП достаточно часто и серьезно дает отсылки к другим сюжетам "РМ", то я бы не стал близко к сердцу принимать его саркастический тон на эту конкретную сюжетную линию. У постмодерниста Пелевина нет священных коров и каких-либо стойких религиозных взглядов. Возможно, это его минус по жизни, но для писателя это всегда плюс, так как любую тему может подать под совершенно невероятным углом. 
При этом лично я воспринял эту повесть именно как издевательство над тупоголовыми человеко орудиями Стеббинга и Жрюгра, а не иронизирование над самой концепцией.
Рецензию на "ВВ" написал профессиональный критик для научного журнала, так что язык его не очень хорошо воспринимается обычным читателем, но суть , в общем-то, понятна.

Рецепции андреевской мифообразности в повести Виктора Пелевина«Burning Bush».
Следующим и более глубоким опытом включения андреевского «образа» в художественную ткань произведения Пелевина можноназвать использование «образа» Гагтунгра в повести «Burning Bush» сборника «Ананасовая вода для прекрасной дамы» (2010). В повести, как и в рассмотренном романе, заимствования андреевской образности можно отнести
в разряд деконструкции и последующей интертекстуальности; деконструкция также понимается здесь как семантическая пересборка, перевод из одного вида дискурса в другой, изъятие из мифического жизне-текста и помещение в художественный контекст. «Деконструкция предполагает, что любой элемент художественного языка может быть свободно перенесен в другой исторический, социальный, политический, культурный контекст, либо
процитирован вообще вне всякого контекста» [18]. Однако в рассматриваемом варианте семантической симультанной разборки и сборки андреевского
«образа» обнаруживаются характерные для постмодернизма установки на
деструкцию логоцентрических моделей текста.
Общий иронический пафос, которым сопровождается описание противостояния разведслужб России и США, передается описанию инструментов их борьбы. Включение андреевского «образа» в контекст фантасмагорических операций ГРУ и ЦРУ задает соответствующий тон прочтения и
самому «образу». Симулятивный характер «Духа Синайской пустыни»,
который формируется в повести описанием фантастических манипуляций
с зубом Дж. Буша, навязывает симулятивное же восприятие и андреевского
«образа» – демона Гагтунгра. В первом случае во время фантасмагорических сеансов связи с Дж. Бушем симулируется голос Бога, звучащий в голове американского президента; во втором случае за счет создания волшебного «трона Гагтунгра» в тайной гранитной комнате Кремля симулируется «место силы» (демонической) для общения Сталина с демоном (по
Андрееву, Сталин периодически впадал в демонический транс под названием «хохха» и получал в нем заряды темной энергии, а также ценные указания от темных сил для поддержания своей власти).
Главный герой, Семен Левитан, согласно сюжету повести, благодаря
своему дару имитировать «божественные» голоса сначала оказывается
втянут в мытарства секретной операции российской разведки. После завершения операции российского ГРУ (в которой герой симулировал сначала голос Бога, а затем дьявола) Семен чудом выпутывается из интриги
руководства, остается жив, но насильно перевербовывается ЦРУ, где начинает выполнять аналогичные функции. Сюжет повести представляет собой
картину блуждания героя в хитростях и обманах, изобретаемых государственно-идеологическими машинами в ходе их скрытого противостояния
друг другу. Поэтому изъятие «образа» Гагтунгра из мифического жизнетекста Андреева и помещение его в художественно-фантазийный контекст манипуляций со сферой сакрального, в контекст симулятивной сакральности (ГРУ симулирует голос Бога, ЦРУ симулирует голос демона)
не только деконструирует андреевский «образ», но и в определенной мере
деструктирует (разрушает) его. Однако однозначно сказать, что в «Burning
Bush» писатель пытается иронически разоблачить андреевскую «инфрафизику» (как и миф Андреева о «метаистории») нельзя.
Безусловно, Пелевин в этой повести позволяет себе «игривый» тон по
отношению к жизне-тексту Андреева, позволяет себе «разыграть» сакральную сущность мифа Андреева в традициях постмодернистской эстетики. Позволяет себе значительно исказить творческие и биографические
факты: согласно сюжету повести Сталин знакомится с черновиком рукописи «Розы Мира» в 1949 г., хотя работу над этим произведением андреев
начал только в декабре 1950 г. Помимо этого, во Владимирской тюрьме
(как и после освобождения) Андреев создавал свои жизне-тексты тайно и
никто (за исключением, пожалуй, А.А. Андреевой) с ними знаком быть не
мог (тем более «темный пастырь» Страны Советов). Отчасти «игривый»
тон наррации связан с тем, что на излете первого десятилетия 2000-х гг.
пародированию и деконструкции в творчестве Пелевина подлежат не только советская идеологическая утопия и массовая культура (как в первой
половине 1990-х гг., в период «”бури и натиска” российского постмодернизма» [2. С. 9]), но и модернизм вкупе с самим постмодернизмом. Однако
стоит отметить, что разыгрывание андреевской «инфрафизической» (демонической) «образности», в определенной мере разрушающее ее, имеет свои
особенности.
Параллельно с темой противостояния двух порождающих симулятивную реальность идеологических систем (ГРУ – ЦРУ) в повести развивается тема духовных трансформаций главного героя. Семен Левитан – «маленький еврей», как заявлено в эпиграфе, способен «написать Библию».
«Маленький человек», «еврейский лузер», узнает Бога и даже «превращается» в Него, но «понарошку», иронически, карнавально.Семантика «превращения» как «преображения» присутствует в жизненных перипетиях главного героя, что позволяет в «игре дискурсов»
найти элементы средневекового жития. Заимствование Пелевиным жанровой семантики жития (жизнь как восхождение к Богу) позволяет увидеть в
повести постмодернистский аналог – «Житие святого Семена-иудея». Семантика открытия в человеке божественного начала здесь имеет латентный
характер; она проглядывает из-под слоя идеологических и политических
манипуляций и появляется в качестве их побочного эффекта. Собственных
волевых, молитвенных усилий для преображения «маленький еврей» Семен не прикладывает. Иерофания «Духа Синайской пустыни» происходит
не благодаря его желанию стяжать божественное откровение, а независимо
от его личных устремлений. В конце произведения герой-повествователь
говорит, что в своих трансперсональных трипах он начал принимать форму «горящего куста» для многих встречающихся с ним «на перекрестках
миров». Но и данная метаморфоза за-квашенного «эйдоса» героя в «горящий куст» осуществляется лишь в трансперсональном мире, в который
герой попадает «игровым» способом (погружаясь в депривационную камеру и употребив дозу наркотических препаратов – «квасок Добросвета»).
В целом сюжетный пласт, связанный с духовным «развитием» героя,
предстает как, во-первых, «карнавальное житие» (житие «маленького человека» с перевернутой вверх тормашками ценностной шкалой координат) – сначала герой преображается из «еврея-лузера» в Бога, а затем «падение» «преображает» в Сатану; во-вторых, как описанный М. Бубером
(имя которого упоминается в повести) внутренний диалог-спор человека
(иудея) с Богом, компромиссным разрешением которого является последняя строка повести: «...всей душой, всем своим пробитым навылет сердцем
я верую, что Господь меня простит – как я прощаю Его» [19. С. 145].
К карнавальным элементам повести можно отнести также врожденный
талант героя-повествователя, без жизненной реализации которого он остался
бы «лузером». Способность имитировать чужие (авторитетные, вплоть до
божественных и загробных) голоса восходит к подражательной традиции
героя-пересмешника и шута. Стандартный механизм социальной
адаптации – работа по «обычной» профессии преподавателем английского
языка – ни к каким духовным результатам героя не приводит (после прогнозов на последующие 20 лет у героя возникают мысли о никчемности своего
существования и о самоубийстве). Лишь после того, как у Семена неожиданно оказывается востребованным его уникальный дар имитации голосов,
т.е. лишь после раскрытия его карнавального «я», для него открывается путь
«духовного роста» и исполнения своей жизненной миссии.
В дополнение к сказанному в образе главного героя Семена Левитана
можно разглядеть карнавальные аллюзии на самого Андреева, который до
попадания во Владимирский централ был кулуарным, «подпольным»,
непечатающимся и малоизвестным поэтом. Имя Даниила Андреева стало известно широкой публике после публикации «поздних» произведений,
написанных им в местах лишения свободы. Герой Пелевина, как и Андреев, попадает в место ограничения (лишения) свободы, где усиливается его
связь с духовной сферой: ему открываются как божественный мир, так и
демонический. Главное влияние на судьбу героя оказывают его карнавальный «духовник» Добросвет (демиург Яросвет у Андреева) и представитель
«воинствующей государственности» генерал Шмыга (уицраор Жругр у
Андреева).
Карнавальная семантика главного героя распространяется и на андреевскую «образность». Помещая сакральный «образ» в художественную реальность, где царят манипулирование сакральной сферой и ее симуляция,
Пелевин дискредитирует сакральность андреевского «образа», иронизирует. С другой стороны, гиперболизируя воздействие этого «образа» на советскую власть в лице всех ее лидеров (по сюжету на троне Гагтунгра после Сталина стали сидеть все правители СССР и в дальнейшем – России),
вводя элементы гротеска в описание приобщения Семена Левитана к
смыслам андреевской «инфрафизики»: предварительный укол в высунутую из люка цистерны ягодицу); сеансы связи российского правителя с
демоном (голосом демона говорит майор Егор Лаптев, который раньше
был певчим в церковном хоре и которого Берия взял на довольствие из-за
могучего баса); после сеансов связи постсталинских советских вождей с
Гагтунгром-Лаптевым у последних случалось недержание мочи, в связи с
чем в капище устроен гранитный туалет. Пелевин десакрализует нуминозное существо новейшего мифа и этим ограничивает его бытие в качестве
священного субъекта поклонения, но за счет карнавального разыгрывания
он открывает ему двери в новое бытие – в бытие художественной образности, в мир художественной культуры. Пелевин андреевский миф превращает в литературный образ, а не в жизне-текст. Но если так, то элементы
нового текста должны подчиняться уже законам литературной игры, а не
законам апологетизации.
Как этически оценить этот культурный жест современного писателя?
Адепты-андрееведы, по всей видимости, усмотрят в олитературивании образного мира их духовного учителя профанацию андреевской мистики и
духовности. Однако ассимиляция русской культурой непростого наследия
художника, совершившего выход из художественной образности и шагнувшего в мир «цельного знания», немыслима без допущения некоторого
рода относительности его высказываний о мироздании. (И,В,Чиндин; Вестник ТГУ, Филология, 2022).
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Пн, 27.01.2025, 23:04 | Сообщение # 40 Яник
а я зато "КРУТЬ" дочитал. Ничего не запомнил и начал сначала. Второй раз понятнее.))
Модераторы
Сообщений: 821
Offline

Цитата

Настоящего масона или иллюмината никто не отличит от обычного человека, потому что он владеет обоими способами мышления.
Из газет.
Вверх Вниз
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


ГЛАВНАЯ   ✧   НАВЕРХ   ✧   ЛЕНТА