[ Написать без регистрации · Участники · СМЫСЛ ФОРУМА · Поиск · RSS ]

Перейти к активным темам (Ленточный вариант)

ВАЖНО: о работе форума »»

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Иоанн  
Знаменитые люди - вегетарианцы и веганы
Дата: Вт, 24.09.2024, 13:32 | Сообщение # 1 Иоанн
В этой теме я буду приводить краткие истории известных людей, которые на протяжении всей своей жизни или части ее были вегетарианцами.

В начале темы будет общий список и ссылки, а дальше уже более конкретно.

....

вегетарианцы из России:

Николай Семенович Лесков, писатель (1831 - 1895)

Владимир Соловьев, мистик, философ

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

Андрей Николаевич Бекетов

Павел (Паоло) Трубецкой

Илья Репин, художник

Николай Рерих

Иван Поддубный

Иван Ефремов, писатель

Николай Дроздов

Виктор Пелевин

Лайма Вайкуле

Валерия

Оксана Пушкина

Боец ММА Руслан Кумахов


(список пополняется)
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Вт, 24.09.2024, 14:07 | Сообщение # 2 Иоанн
Николай Семенович Лесков, писатель (1831 - 1895)



Один из основоположников вегетарианского движения в России, создатель вегетарианской поваренной книги.
Писатель, на страницах книг которого появились первые персонажи-вегетарианцы. 

Считается что Лесков стал вегетарианцев во многом под влиянием Льва Толстого, встреча с которым произошла в 1887 году, но сам Лесков в письме к издателю газеты «Новое время» А. С. Суворину Лесков писал: «К вегетарианству я перешёл по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался [бойнею] и думал, что это не должно быть так»
Есть данные что Лесков стал вегетарианцев еще в 1878 году, так в одном письме он пишет: 
«Я до 47 лет пил вино, курил сигары и папиросы и ел мясо и все это почитал для себя за необходимое».
(см. подробнее https://lepestriny.livejournal.com/3206504.html)

В 1889 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал заметку «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах» –  где высказался по поводу проживавшего в Петербурге г. Малиновского, о котором газеты тогда сообщали, что он якобы «не кушает мясо животных и рыб и пользуется до 60 лет прекрасным здоровьем и бодростью сил», впрочем, от мясной пищи он отказался «по отвращению».
Лесков задается вопросом, к чему именно г. Малиновский почувствовал отвращение: к качеству ли мясных кушаний, или к тому убийству, которое необходимо совершить над животным, прежде чем подать часть его тела на блюде?
«В этом есть огромная, очень интересная и очень существенная разница, которая занимает многих людей.
В первом случае мы очевидно имеем дело только с особенностью вкуса, а во втором с причиною гораздо более сложною и поучительною.
О вегетарианцах, которые не едят мяса потому, что не любят мясной пищи или считают ее нездоровою, говорить нечего. Это дело их вкуса и их личных гигиенических соображений. Но вегетарианцы или мясопусты по отвращению к убийству представляют собою очень характерное явление нравственного свойства, независимое ни от каких теорий и учений. В народе уважают только „сердобольников“, т. е. таких людей, которые не хотят есть мяса не потому, что оно не вкусно, а потому, что оно есть убоина. (…) 

Призывы Лескова к вегетарианству встречали сопротивление 
В русской прессе появлялись насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой»[60]. Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Соловьёва и Л. Н. Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как ЗороастрСакия-МуниКсенократПифагорЭмпедоклСократЭпикурПлатонСенекаОвидийЮвеналИоанн ЗлатоустБайронЛамартин и другие

Лесков лично несколько лет собирал материал для вегетарианской кулинарной книги, которая вышла под названием в 1894 году "Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания


Обложка книги издания 1909 года

Лесков отобразил на страницах своих книг несколько вегетарианцев.

Первым был Фигура (Вигура) "владелец небольшой усадьбы в  киевском предместье Куренёвка, который живёт простой жизнью, сам возделывает свой огород, выращивает овощи и продаёт их на Подоле, на Житнем базаре"  который описан в рассказе с тем же названием.

Позднее в творчестве Лескова появляются и другие персонажи-вегетарианцы: в рассказе «Полунощники» (1890) — девушка Настя, последовательница Толстого и строгая вегетарианка, а в повести «Соляный столб» (1891—1895) — живописец Плисов, который, повествуя о себе и своём окружении, сообщает, что они «не ели ни мяса, ни рыбы, а питались одною растительною пищею» 

Несколько цитат из Лескова:

Подполз еще ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!..
«Очарованный странник»

Надо помогать человеку не послаблением, так как от этого человек еще более слабнет, а надо помогать ему на ноги становиться и о себе вдаль основательно думать, чтобы мог от немилостивых людей сам себя оберегать.

«Мне кажется, вы слабы и нездоровы?»
«Нет, – говорит она, – я совершенно здорова».
«Вы, говорят, мясо не едите?»
«Да, не ем».
«А отчего?»
«Мне не нравится».
«Вам вкус не нравится?»
«И вкус, и просто я не люблю видеть перед собою трупы».

"Полунощники"

Источники

https://lepestriny.livejournal.com/3206504.html
Фрагмент из книги "Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней"
Автор - Петер Бранг

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесков,_Николай_Семёнович
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Вт, 24.09.2024, 14:44 | Сообщение # 3 Борис1961
По существу вопроса. Никакая религия сапиенсов не предписывает вегетарианство. Но во многих предусмотрено воздержание от белковой пищи - посты.  Пост - крайне полезное оздоровительное мероприятие, и только. Никакого этического смысла по защите животных в нем нет. Вегетарианство распространено у индусов, т.е. предусмотрено в индуизме на уровне религиозного табу. По-моему, в Бахрейне запрещено убивать каких-либо животных. Скорее всего, изначально вегетарианское питание во влажном и жарком климате Индии было реально полезнее трупоедения. Предки индусов это приметили  и прописали в виде табуированного закона. Также ученые выяснили, что развитие мыслительных способностей у детей сильно зависит от поступления животных белков (хотя тут нужно вникать - как эксперименты ставились, и вполне вероятно, что научные выводы были получены некорректно).
Из этого можно сделать вывод, что человечество в целом не видит проблемы в страданиях братьев наших меньших, и заботясь только об интересах только собственного биологического вида , планомерно истребляет диких животных, ну, а домашних использует чисто утилитарно (собак и кошек в лучшем виде съедает во времена голодухи; остальные ценны только как пища).
Логически очевиден следующий вывод. Вегетарианство или веганство нужно внедрять в сознание ребенка сразу же после окончания грудного кормления (что и происходит в той же Индии). Тогда вегетарианство станет коллективным сознательным , и этот альтруизм будет перенесен на дикую природу, что могло бы спасти Биосферу от тотального разрушения.Примеры выдающихся вегетарианцев - это вообще ни о чем. Либо ребенок воспитывается в вегетарианском информационном поле, либо он спокойно будет относится к уничтожению животного мира.
В ветке про ИШ я уже привел пример Намибии, где для якобы спасения населения от голода принято решение по забою зверей в заповедниках, и африканцы с большим энтузиазмом взялись за дело (Замбия радостно поддержала почин). Что превратит все их гос-во в пустыню, и кирдык намибийцам будет окончательный.
Так что личное вегетарианство приносит приятную иллюзию, что человек участвует в спасении кого-то там. В реальности все гораздо сложнее. Когда сапиенсы увидят воочию плоды ИШ, то , вероятно, они будут сожалеть, что не стали вегетарианцами, но будет поздно.  cray
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 25.09.2024, 10:23 | Сообщение # 4 Иоанн
Борис, спасибо за дополнение.

Цитата Борис1961 ()
Вегетарианство распространено у индусов, т.е. предусмотрено в индуизме на уровне религиозного табу.
К сожалению, не совсем так.

Религиозное табу распространяется на корову, с остальными животными вопрос не столь однозначный. 
Например, с курами, на которых религиозный запрет не распространяется. 

Тем не менее большинство индийцев исторически не едят мясо и до сих пор - не в последнюю очередь дело в традициях, а еще в том что народ и бедный и у большинства населения в сельской местности просто нет холодильников
(иногда отсутствие цивилизации это благо, и нынешнее распространение мясоедства тесно связано с распространением этого, на первый взгляд, полезного изобретения  f_skuka 

Цитата Борис1961 ()
Логически очевиден следующий вывод. Вегетарианство или веганство нужно внедрять в сознание ребенка сразу же после окончания грудного кормления (что и происходит в той же Индии). Тогда вегетарианство станет коллективным сознательным
Согласен отчасти. 

Внедрять, конечно, нужно. 
Но это не всегда работает. Ведь даже если родители ребенка вегетарианцы, то он неизбежно контактирует с обществом, и в полной мере его не оградишь. Даже если найти вегетарианский детский садик (а это, скорее всего, будут дети кришнаитов или иогов) то потом отдавать в школу. Изолированная жизнь не выход.
И получается что данная проблема не будет решена полностью, пока большинство общества и в том числе на государственном уровне не признает важность этой проблемы.
А это будет, конечно, очень не скоро. 

Пока же этого не произошло, и вегетарианцы вынуждены жить в недружественном окружении (в России их менее одного процента, в некоторых европейских странах число приближается к 10%), то пример знаменитостей, который прошли этим путем, может быть очень полезным и вдохновляющим. 

Знаменитые люди сыграли большую роль в популяризации этого дела, обратили на него внимание общества. 

Не в последнюю очередь благодаря таким фигурам как Бернард Дж. Шоу и Пол Маккартни в Англии сейчас почти десять процентов вегетарианцев, а это уже существенно. 

Поэтому я как раз считаю, что такая статья нужна и буду ее писать. Буду дублировать на орге, и возможно где-то еще.

Для людей, которые стали вегетарианцами недавно или собираются стать, это может быть хорошим подспорьем. 

Цитата Борис1961 ()
В ветке про ИШ я уже привел пример Намибии, где для якобы спасения населения от голода принято решение по забою зверей в заповедниках, и африканцы с большим энтузиазмом взялись за дело (Замбия радостно поддержала почин).

Варвары - что сказать  ;) 
Европейские страны ушли оттуда преждевременно, я лишний раз убеждаюсь... 

Впрочем, большинство слонов сейчас все-таки гибнет не в заповедниках. 

Цитата Борис1961 ()
Так что личное вегетарианство приносит приятную иллюзию, что человек участвует в спасении кого-то там.

Личное вегетарианство по-моему единственно возможное долженствование человека, тут и выбора-то особого нет.
Когда приходит осознание ответственности, уже просто не можешь по другому. 
От того что это не влияет прямо сегодня на весь мир, мне конечно, грустно, но это не повод опускать руки и тем более возвращаться назад к неосознанному пожирательству скотов :) 

(забавно что русские писатели-вегетарианцы, острые на язык, мясоедов называли скотоедами  hehe ) 

Кроме того, на любом рынке действует закон спроса и предложения.
Ниже спрос - ниже и предложение. Даже если 3% населения перестают есть мясо, это уже воздействует на рынок, замедляя производство его, то есть убийство животных, а с другой стороны, вынуждая предлагать на рынке качественный вегетарианский продукт (например, в общепите) потому что на него появляется спрос.
Первым всегда труднее чем последующим.
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Ср, 25.09.2024, 10:57 | Сообщение # 5 Борис1961
Цитата
Кроме того, на любом рынке действует закон спроса и предложения.Ниже спрос - ниже и предложение. Даже если 3% населения перестают есть мясо, это уже воздействует на рынок, замедляя производство его, то есть убийство животных, а с другой стороны, вынуждая предлагать на рынке качественный вегетарианский продукт (например, в общепите) потому что на него появляется спрос.
Первым всегда труднее чем последующим.

Это однозначно так. Но. Мировой рынок мяса можно изучить, но я и без изучения скажу , что объемы там огромные и никакого снижения не было и не будет. Вероятно, рынок растет теми же темпами, что и экономики развитых и недоразвитых стран. Чем люди богаче - тем больше жрут мяса. Т.е. никакие разговоры про этичность вегетарианства на сапиенсов в целом не действуют. Это не значит, что освещать тему бесполезно. Если в человеке есть сострадание к животному миру и он считает, что может отказаться от мясной пищи, то такие разговоры укрепят его решимость. Другой момент, что может возникнуть и мощный эгрегор вегетарианства, т.е. в какой-то момент у молодежи станет престижным быть вегетарианцем (как сейчас модно на Западе бороться за экологию), и тогда дело сдвинется с мертвой точки. В России пока я среди молодежи вегетарианцев не встречал вообще, и естественно своих детей они воспитывают по своим меркам, т.е. мясо жрать полезно  :cray:
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 25.09.2024, 13:24 | Сообщение # 6 Иоанн
Цитата Борис1961 ()
Это однозначно так. Но. Мировой рынок мяса можно изучить, но я и без изучения скажу , что объемы там огромные и никакого снижения не было и не будет.

Ну, потому что во первых растет число этих самых сапиенсов, во вторых действительно есть устоявшееся мнение что чем уровень жизни выше, тем больше потребление мяса.
И в развивающихся странах, где вчера еще ели какой-нибудь ямс, кукурузу и рыбу изредка, люди начинают работать в офисах, покупают холодильники и жрут биг-мак. 
Это проблема всей цивилизации, но с другой стороны, даже тот маленький вклад который вносят (приблизтельно) 50 млн вегетарианцев Европы - это уже кое-что. 

Кстати, нашел такую таблицу:
https://translated.turbopages.org/proxy_u....country

здесь число вегетарианцев в разных странах мира.
С некоторым приятным удивлением (уж не знаю насколько надежные источники) увидел, что 4% вегетарианцев от всего населения Китая, а это больше 50 млн. человек, довольно большой процент в Таиланде и Вьетнаме (хотя как я подозреваю эти вегетарианцы едят морепродукты). 29 млн. вегетарианцев в Бразилии, опять же несколько удивлен и 23 млн. в Мексике. 
В целом с учетом Индии общее число вегетарианцев в мире близко к 1 млрд человек.
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Ср, 25.09.2024, 13:29 | Сообщение # 7 Иоанн
Цитата Борис1961 ()
Другой момент, что может возникнуть и мощный эгрегор вегетарианства, т.е. в какой-то момент у молодежи станет престижным быть вегетарианцем (как сейчас модно на Западе бороться за экологию), и тогда дело сдвинется с мертвой точки.
по ощущениям мощный (во всякой случае, напористый) эгрегор есть у веганского, зоозащитного движения.
В том числе среди молодежи.
Но это немного не то, что хотелось бы. Веганство для организма дается тяжело, и немало случаев когда повеганив 2-3 года люди разочаровываются и возвращаются к мясному образу пищи. 

А так, вегетарианские общества как организации есть в разных странах мира, но общего эгрегора у них, конечно, нет так как люди эти разнородные, да и вегетарианцами становятся по различным причинам.
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Ср, 25.09.2024, 14:04 | Сообщение # 8 Борис1961
Объективно вегетарианство и веганство войдут в моду в ближайшие годы, так как до коллективного сознания сапиенсов дойдет воочию тот вред, который они причиняют Биосфере изничтожением дикой природы (разведение домашних животных на убой - это тоже изничтожение дикой природы). По времени это совпадет с новым демографическим циклом сапиенсов: рост численности останавливается и начинается фаза снижения, которое становится со временем экспоненциальным. Но степень вреда , нанесенного Биосфере к тому времени, может превзойти возможности Биосферы к самовосстановлению. Тем более в условиях резко изменившегося климата. Т.е. это коллективное просветление сапиенсов может тупо опоздать.


Сообщение отредактировал Борис1961 - Ср, 25.09.2024, 14:04
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Вс, 29.09.2024, 16:01 | Сообщение # 9 Иоанн
Цитата Борис1961 ()
Объективно вегетарианство и веганство войдут в моду в ближайшие годы, так как до коллективного сознания сапиенсов дойдет воочию тот вред, который они причиняют Биосфере изничтожением дикой природы (разведение домашних животных на убой - это тоже изничтожение дикой природы).

Будем ждать. 

Пока к сожалению, экологическое сознание распространено еще меньше, чем вегетарианство, и тех кто сознательно (и регулярно) пытается вести экологичный образ жизни считанные единицы. 

Вообще, мода на вегетарианство имеет некоторые циклы.
Насколько я понимаю, значительный всплеск был в России перед революцией, во многом благодаря деятельности Толстого, Лескова, Соловьева, Репина и еще нескольких человек. 

В советское время были тоже всплески (в относительно спокойные годы, так как понятно что во время и после войны было не до этого ).
В 90-е тоже вегетарианство оживилось вместе с другими течениями, а потом - параллельно кстати с наступлением более сытной и спокойной жизни - пошло на спад  ;) что будет дальше? 

Цитата Борис1961 ()
Но степень вреда , нанесенного Биосфере к тому времени, может превзойти возможности Биосферы к самовосстановлению. Тем более в условиях резко изменившегося климата. Т.е. это коллективное просветление сапиенсов может тупо опоздать.

Хомо сапиенс, особенно русский, задним умом крепок :) 

сейчас по всей Воронежской ( а также ростовской, волгоградской и другим соседним ) области пожары, горят леса, горит степь.
Дождей не было больше месяца, в августе стояла сильная жара, и до середины сентября, а сейчас просто нехарактерно тепло.
Горит все что может гореть. Я ездил в Дивногорье, картина выгоревшей на сотни метров и клометры степи печальная!
Пожарники и МЧС устали просить - не разжигайте костры, не поджигайте траву. Но народ все это продолжает делать( 

А мы говорим про экологическое сознание...  sorry
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Вс, 29.09.2024, 16:04 | Сообщение # 10 Иоанн
Ну а теперь самый известный вегетарианец России 

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)
и его влияние на вегетарианство 



Лев Толстой, один из самых известных вегетарианцев России, пришел к этому убеждению постепенно.

Его склонность к аскетизму, «опрощению» жизни проявлялась широко и раньше.
В одном письме 1865 года он пишет: «Шесть дней я стараюсь есть как можно меньше, так что чувствую голод. Не пью ничего, кроме воды с пол рюмкой вина, и шесть дней я совершенно другой человек — я свеж, весел, голова ясна, я работаю, — пишу по 5 и 6 часов».

В начале 1880-х Толстой прочитал статью А.Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем» где академик писал о пользе растительного питания, по соображениям здоровья и этики.
Ссылаясь на интервью, данное Толстым в 1908 году, пишут, что он стал вегетарианцем в 1883.
Правда, в 1880-е годы писатель еще периодически ел мясо.

Окончательной точкой поворота стало посещение тульской бойни в 1891 году.

«Я вошел в камору и остановился у двери, — писал Толстой в статье «Первая ступень». — Остановился я и потому, что в каморе было тесно от передвигаемых туш, и потому, что кровь текла внизу и капала сверху, и все мясники, находившиеся тут, были измазаны ею, и, войдя в середину, я непременно измазался бы кровью. Одну подвешенную тушу снимали, другую переводили к двери, третья… Убитый вол лежал белыми ногами кверху, и мясник сильным кулаком подпарывал растянутую шкуру».

После этого Толстой перестает есть мясо окончательно.

В 1892 г. он опубликовал статью в журнале «Вопросы философии и психологии» под названием «Первая ступень», которая вызвала широкий резонанс в обществе и была названа современниками «Библией русского вегетарианства».

Основная идея статьи — что самоограничение, и особенно по этическим причинам — это первая, необходимая ступень духовного роста, и без нее невозможны последующие.
  • Как в учениях брахманов, буддистов, конфуцианцев, так и в учении мудрецов Греции, устанавливаются ступени добродетелей, и высшая не может быть достигнута без того, чтобы не была усвоена низшая.
  • Но удивительное дело! Сознание необходимой последовательности качеств и действий, существенных для доброй жизни, как будто утрачивается все более и более и остается только в среде аскетической, монашествующей. В среде же светских людей предполагается и признается возможность приобретения высших свойств доброй жизни не только при отсутствии низших добрых качеств, обусловливающих высшие, но и при самом широком развитии пороков.

— писал Толстой.

Статья имела большой резонанс.
Под влиянием писателя, тогда уже очень известного, в России стало возникать вегетарианское движение.
И.И.Перпер, прочитав статью «Первая ступень» стал не только вегетарианцем, но и позже редактором журнала «Вегетарианское обозрение».
В собственной семье Толстого произошел своего рода раскол. Две его дочери, Татьяна и Мария, стали вегетарианками. Тогда как жена и остальные дети по прежнему ели мясо.

С тех пор в доме у Льва Толстого было две супницы. Одна большая – для членов семьи и гостей, которые ели мясо. Вторая поменьше – для вегетарианского супчика, которым любил обедать сам Толстой и его дочери, Татьяна и Мария, тоже решившие отказаться от мяса.

Дочери поддерживали отца не только морально.
Татьяна Львовна составила сборник «Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве». А Мария Львовна помогала переводить с английского на русский книгу Уильямса «Этика пищи», в которую вошли жизнеописания и афоризмы выдающихся мыслителей разных эпох — Пифагора, Сенеки, Мильтона, Шиллера, Байрона.


Татьяна Львовна Толстая, 1895

С другой стороны, жена Толстого периодически упоминает, что после перехода на вегетарианский рацион он временами был нездоров и раздражителен. Однако нужно иметь в виду, что Толстой стремился не просто к вегетарианству, а к аскетизму. Кроме того, обеспечить полноценный вегетарианский рацион в России 19 века была куда сложнее чем в наши дни.
Котлеты Толстой предпочитал рисовые. Хлеб черный. Квас кислый. В качестве основного блюда он также любил макароны с сыром, зеленую фасоль с рисом. Из вегетарианских супов часто кушал сюп-пюре из цветной капусты, суп с клецками и кореньями и суп на грибном бульоне с рисом. Ел он их вприкуску с гречневыми гренками.
Иногда критики обвиняли Толстого в том, что он ест спаржу (дорогой, деликатесный продукт в то время), но вегетарианских блюд было тогда мало.

Защищая себя и вступая в полемику с критиками, Лев Толстой писал:


:)
 

В 1903 г. Толстой издал брошюру «Безубойное питание или вегетарианство», в которой он собрал высказывания знаменитых мыслителей по вопросу растительного образа питания.

Толстой поддерживал издание журнала «Вегетарианский вестник», организованное профессорской элитой России. Журнал издавался с 1904 г. и просуществовал полтора года. За это время было организовано издание 18 номеров.

Говоря о вегетарианстве Толстого, надо понимать, что оно было неотъемлемой частью его проповеди ненасилия. Лев Николаевич понимал вегетарианство не иначе как исполнением христианской заповеди «Не убий».

Влияние писателя на свое окружение было колоссальным. Под его влиянием стали вегетарианцами его друзья, художники Николай Ге, Илья Репин, а отчасти и Николай Лесков (хотя пишут, что последний уже отказался от мяса к моменту их знакомства).
В России открывалось множество вегетарианских столовых. Так, в 1904 году в Москве их было уже четыре. По воспоминаниям Репина, столовые украшали портретами Толстого.

В целом, можно сказать, что благодаря известным писателям и художникам вегетарианство в России стало в то время модным.

Источники:

https://dzen.ru/a/ZUH5aKhKL2_YxUli

https://shivadance777.livejournal.com/20862.html

https://www.oum.ru/yoga....ianstvo
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Вс, 29.09.2024, 18:48 | Сообщение # 11 Владимир_К
f_kruto
Модераторы
Сообщений: 2007
Offline

Цитата

Пока мы не освободимся от нашей национально-культурной спеси, пока не перестанем чувствовать так, как если бы Россия и в самом деле была лучшей страной на свете, - до тех пор из нашего огромного массива не получится ничего, кроме деспотической угрозы для человечества.
Вверх Вниз
Дата: Вс, 29.09.2024, 21:14 | Сообщение # 12 Борис1961
И что изменилось более , чем за 100 лет со смерти Толстого? Речь ведь вообще не о том , кто там из выдающихся людей был вегетарианцем, а кто жрал мясо в три горла. Иисус Христос дал людям Заповеди, как этически и сострадательно относиться друг к другу. Ну, если бы его Миссию не прервал враг рода человеческого, то такое высоко моральное общество естественным путем пришло бы к мысли, что убивать животных - грех ничуть не меньший, чем убийство человека. Как мы знаем, Миссию Иисус не смог довершить до конца. В итоге имеем человеческий социум, который в целом стал более альтруистичным в межчеловеческих отношениях, но не сильно отличается от социума 2 тыслет назад. И что тогда ожидать от такого социума в отношении животных? Отношение чисто утилитарное. Любимых собачек и кошечек съедят за милую душу в случае голодухи. cray Кстати, любимые собачки и кошечки очень любят мясные деликатесы  dirol
Модераторы
Сообщений: 762
Offline

Цитата

Привет всем почитателям Розы Мира.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 02.10.2024, 18:15 | Сообщение # 13 Иоанн
Ты не прав, Борис  ;)

После Толстого в России было развернуто целое вегетарианское движение, в которое были вовлечены сотни тысяч человек.

В 1900-е годы существовала сеть недорогих столовых, в которых с удовольствием ходили есть не только вегетарианцы, но и другие люди.

А потом, коротко говоря, пришли коммунисты и все это похерили.
Даже вспоминать о том, что Лев Толстой был вегетарианцем в советское время избегали.

И тем не менее наследие Толстого живет до сих пор, как в России так и в среде эмиграции.

Что еще изменилось? Благодаря этим людям появилось сотни вегетарианских рецептов, которые помогают другим.
То есть была протоптана тропинка, по которой легче идти.

Цитата Борис1961 ()
Иисус Христос дал людям Заповеди, как этически и сострадательно относиться друг к другу. Ну, если бы его Миссию не прервал враг рода человеческого, то такое высоко моральное общество естественным путем пришло бы к мысли, что убивать животных - грех ничуть не меньший, чем убийство человека. Как мы знаем, Миссию Иисус не смог довершить до конца. В итоге имеем человеческий социум, который в целом стал более альтруистичным в межчеловеческих отношениях, но не сильно отличается от социума 2 тыслет назад. И что тогда ожидать от такого социума в отношении животных?

Ну, к чему ты вообще клонишь?

Миссия Христа не довершена, люди злы и расчетливы...
Забить на все, " есть и пить, ибо завтра умрем"?

Можно, конечно, вообще плюнуть на любые попытки духовного совершенствования, а также на любые попытки изменить мир, только потому что миссия Христа не довершена.
Но это явно не мой путь.

Если же не плевать, а пытаться делать хоть что-то небольшое, то что нам по силам, без вегетарианства ну никак!
Ибо это первое что может и должен сделать любой человек, пытающийся идти духовным путем.

И еще раз подчеркну, что пишу не только для завсегдатаев этого форума, закосневших в своем мясоедении, но и для тех, кто иногда заходит и читает - вдруг среди них есть вегетарианцы, настоящие и будущие.

dwarf
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
Дата: Пт, 04.10.2024, 16:12 | Сообщение # 14 Иоанн
Вегетарианские столовые в дореволюционной России.

Под влиянием знаменитых людей-вегетарианцев, писателей, художников, врачей вегетарианство стремительно распространялось в дореволюционной России.
Но не в последнюю очередь это широкое распространение связано с тем, что в 1900-е годы была создана целая сеть недорогих, общедоступных столовых.



В московской столовой в Газетном переулке было до 1300 посетителей в день.
А в 1914 году, согласно статистике, московские вегетарианские столовые посетили 614 тыс. человек!
Впрочем, не все они были вегетарианцами.

Недорогие, по 30-40 коп. обеды, могли себе позволить рабочие и студенты.
Были и заведения, специально ориентированные на бедных посетителей.
Так, в 1911 г. в Москве была открыта «Первая народная вегетарианская столовая», предлагающая обеды от 12 до 15 коп. из двух блюд.

К сожалению, современный вегетарианский общепит этим похвастаться не может. Сейчас вегетарианские кафе Москвы и Питера сложно назвать бюджетными и общедоступными.

Первые вегетарианские заведения сталкивались с преследованиями властей. Так, Московская вегетарианская столовая была открыта еще в 1891 году, но ее вскоре закрыли, по идейным соображениям. Повторное открытие состоялось лишь в 1894, и хозяевам столовой пришлось убрать с вывески слово «вегетарианская».

Однако с развитием вегетарианского движения возникала потребность в новом общепите, и власти стали относиться к этому явлению более лояльно.

Диетолог Дженни Шульц, открывшая в 1896 году первую в Венгрии вегетарианскую столовую, запустила такую же в Москве в 1903 году. Изучив отношение русских к вегетарианству, Шульц, которая специально обучалась «вегетарианской гастрономии» в Швейцарии, писала: «Многочисленные, в большинстве случаев длительные периоды поста соблюдаются богатыми и бедными людьми, в городе и на деревне, с большой добросовестностью. Это и является причиной того, что здешнее население так легко расположить к вегетарианству».
Таким образом, в столовые заходили не только вегетарианцы, но и просто постящиеся люди.

В 1904 году в Москве было уже 4 вегетарианских столовых, а всего в России 7.

В 1909 году, одновременно с открытием Московского вегетарианского общества, была открыта Столовая в Газетном переулке, ставшая довольно известной:



От Москвы не отставал и Санкт-Петерубрг, где первая столовая появилась в 1894 году.

3 мая 1912 года открылась вегетарианская столовая в доме № 3 на Казанской площади.
В ней проходили заседания, собрания и слушания докладов членов Общества. Согласно протоколу отчетного заседания Общества за 1912 год, «посещаемость, начавшись с числа 25, росла медленно, но постоянно».

Всего в Петербурге в разное время действовало несколько столовых, предлагавших вегетарианское меню:

— вегетарианская столовая А. Прохорова на Казанской, 2,
— Центральная столовая Никольского на углу Невского и Литейного,
— вегетарианская столовая Петкевич на Фонтанке, 49, в кв. 22.
— домашние обеды предлагались также на Гатчинской улице, 14, кв. 8.


О популярности столовой за Казанским собором свидетельствуют воспоминания Корнея Чуковского:

«Там приходилось подолгу простаивать и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами. <…> Главными приманками в этой вегетарианской столовой были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек. Среди студентов, приказчиков, мелких чиновников Илья Ефимович [Репин] чувствовал себя своим человеком».

Упоминание Репина в этой цитате тоже характерно, на тот момент он был наверное, самым известным петербургским вегетарианцем — и заслуживает в нашей теме отдельного поста.

Всего же в 1914 году по России, согласно подсчетам Бранга, было 73 вегетарианских столовых в 37 городах, в том числе — 9 в Петербурге, по 7 Киеве и Москве.
Вегетарианское движение активно развивалось и, скорее всего, развивалось бы и дальше, если бы не последовавшая война и революция.

Источники:

https://dzen.ru/a/Yy22v04Gz2D_3-nA
Почему вегетарианство было так популярно в царской России?

https://arzamas.academy/materials/636
Веганы и сыроеды дореволюционного Петербурга

https://kulturologia.ru/blogs/070624/60293/

https://culture.wikireading.ru/79364
Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней
Петер Бранг . Гл.3. Краткий исторический обзор
Модераторы
Сообщений: 381
Offline

Цитата

20 лет на форумах по "Розе мира"...
Вверх Вниз
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ГЛАВНАЯ   ✧   НАВЕРХ   ✧   ЛЕНТА