[ Написать без регистрации · Участники · СМЫСЛ ФОРУМА · Поиск · RSS ]

Перейти к активным темам (Ленточный вариант)

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Емеля, Емеля1  
ЧАСТЬ 9. РАЗГОНЯЯ СОЗНАНЬЕ ИЗ РАМОК....
Дата: Вт, 20.05.2025, 20:25 | Сообщение # 1 Емеля
И СНОВА СКУЧНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ.....

Итак  продолжим исследования творчества Достоевского на предмет раскрытия инвольтаций и " друзей сердца"....
Закончим с Достоевским, а потом сразу обратимся к разгадке всех тайн, которые касаются всего о чём мы говорили в течении 9 частей моего эссе. Была ли мистика или не была во время посещения Боровска Вячеславной и Яником и что означали все совпадения , синхроны и какие то мистические знаки.....
Обратите внимание :тема старообрядчества, хотя и не является центральной, присутствует в творчестве Ф.М. Достоевского достаточно широко.
Случайно можно на тему старообрядчества наткнуться на каждой странице.
Ну вот например, в тексте романа при описании кельи старца Зосимы сказано: "…в углу много икон — одна из них богородицы, огромного размера и писанная, вероятно, еще задолго до раскола."
Одно предложение, а как много из этого можно понять. Достоевский не просто был посвящён в тему старообрядчества, но разбирался в таких деталях как отличаются иконы писанные задолго до раскола.
Вот основные аспекты, касающиеся старообрядчества в произведениях Достоевского с точки зрения академических исследований :

1. Образы старообрядцев:

Тихон (иеромонах Тихон Задонский) в "Бесах":  Считается, что образ старца Тихона в "Бесах" отчасти вдохновлен реальными прототипами, в том числе и старообрядческими наставниками. 
"Мужик Марей" (рассказ): В этом небольшом рассказе из "Дневника писателя" Достоевский вспоминает крестьянина Марея, который утешил его в детстве. Хотя прямо не указывается, что Марей был старообрядцем, его благочестие, смирение и простота характера соответствуют традиционным представлениям о старообрядчестве
Князь Мышкин, стремящийся к идеалу христианства с антилиберальными мотивами, отчасти напоминает старообрядческих праведников.
(Про Рогожина и старообрядческое рогожинское кладбище тоже говорили и повторяться не будем.)
Различные эпизодические персонажи: В разных произведениях Достоевского встречаются эпизодические персонажи, которые могут быть идентифицированы как старообрядцы по их речи, одежде или религиозным взглядам. 

2. Символика и мотивы:
Тема раскола русской церкви, в результате которого возникло старообрядчество, служит у Достоевского метафорой духовного раскола в русском обществе, разрыва между интеллигенцией и народом, между верой и неверием.
"Русская идея": Достоевский видел в старообрядчестве одно из проявлений "русской идеи" – глубокой веры, верности традициям и стремления к духовному спасению. Он считал, что старообрядцы сохранили в себе подлинный русский дух, не затронутый западным влиянием.
3. Философские и религиозные взгляды Достоевского:
Народность: Достоевский высоко ценил народную веру и видел в ней источник духовной силы русского народа. Он считал, что интеллигенция должна вернуться к своим корням и прислушаться к голосу народа.
Почвенничество:  Старообрядчество, как часть русской народной культуры, соответствовало его почвенническим взглядам, подчеркивавшим важность национальной самобытности и связи с родной землей.
Повторяю это выводы академические , а не мои.
 Примеров из произведений привести можно много. Но давайте обратим внимание только на те произведения, которые имеют непосредственное отношение к тому боровскому холму и той истории вокруг ямы боярыни Морозовой, где нам с Яником волею судеб  удалось побывать.
Приведу примеры из текстов Достоевского, где по моему мнению "плачут мертвецы"....
Там в этом разговоре Алёши и Ивана в " Братьях Карамазовых" вдруг всплывает эта история о каком то мальчике, которого растерзал псами злой помещик.
Перед этой сценой Достоевский долго устами Ивана оправдывается, ссылаясь на то, что прочел эту историю в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли, или забыл, где прочёл....Уже давно и без меня дотошные достоевисты точно уловили связь между этим сюжетом  у Достоевского и ответом боярыни Морозовой Анне Ртищевой, что она не отступит от Истины, если даже Царь прикажет растерзать родного сына псами на Красной площади.
Анализ текста привёл достоевистов к выводу, что тут скорее реалии 17 века связанное с Царями, а не помещиками. Например  следует обратить внимание на слово "подданные", которое не может относиться ни к генералу, ни к помещику, а, скорее всего, к царю: только у царя подданные, а у остальных крестьяне, крепостные, холопы, слуги, челядь. 
А потом следом идёт повесть о Великом Инквизиторе.. 

Традиционно эту главу считают направленной против католичества. Однако она вся пронизана русскими мотивами и идеями.

Цитата
Начинается глава с прямого обращения ко времени царя Алексея Михайловича: «У нас в Москве, в допетровскую старину, такие же почти драматические представления, из Ветхого завета особенно, тоже совершались по временам…» (Достоевский-1. С. 225). Речь идет о первом спектакле при дворе царя Алексея Михайловича, состоявшемся 30 октября 1672 года, который был посвящен библейской героине Эсфирь.
 

 Эти же дотошные достоевисты увидели в образе Великого Инквизитора патриарха Никона, и мол де Достоевский превратил Никона в католика, потому что в православной стране цензура такого не пропустила бы про Никона, а католиков полоскать было можно.. Не я про эту связь  творчества Достоевского с сюжетами вокруг той боровской  ямы установил, а умные академики монографии понаписали. Думаю им можно верить.Хлеб не зря ели.

Православного Никона в Католического Инквизитора превратил Катков — главный редактор журнала "Русский вестник", где печатались "Братья Карамазовы" и почти все другие романы Достоевского. Катков понимал, что цензура не пропустит и попросил Достоевского переделать текст, чтобы не было ассоциаций с Никоном.
 
Цитата
Об этой точке зрения писателя говорит и Д. Н. Любимов в своих воспоминаниях: речи Великого инквизитора первоначально «могли быть отнесены вообще к христианству» и только после вмешательства М. Н. Каткова автор внес изменения, чтобы «не было сомнения, что дело идет исключительно о католичестве» (Достоевский-2. С. 557).

Разбирать можно долго тексты Достоевского, но сжато всё выразил, тот малоизвестный поэт, который Янику  не понравился, якобы нескладным слогом :
Алёша Карамазов, Мышкин князь, да Соня –

Да, все они с той ямы земляной, с костра,
Из боровских, Аввакума потомки,
Боярыни Морозовой внучки,
Её слёз капли мёда… Накопленьем
Всех дум, сравнений острых, в искрах слов
Был прокалён, проборен Достоевский.
Память рода
Он с этой почвы плугом слов взрыхлил.

Но можно ли связать такую зацикленность Достоевского на теме старообрядчества и тех историй вокруг ямы боярыни Морозовой только тем фактом, что мать писателя Нечаева была родом из Боровска из старообрядческой среды ?
Официально Достоевский в Боровске не был. Хотя можно предположить, что маменька не пропускавшая боровские ярмарки, брала маленького Феденьку с собой.
Возможно маменька таскала Феденьку по Рогожинским кладбищам в Москве.
Возможно этот пассаж в начале романа, когда Князь Мышкин выводит на листе фразу " Смиренный игумен Пафнутий руку приложил" связан  с семейными легендами.
Вы услышите это впервые, но я раскопал,что в Боровском Пафнутьевом монастыре похоронен двоюродный прадед писателя по линии матери, Анисим Иванович Котельницкий. Он был игуменом этого монастыря в XVIII веке. Целым ИГУМЕНОМ.
И Достоевский мог знать об этом факте, а соответственно знать о существовании Боровского Монастыря и знать о другом древнем игумене  Святом Пафнутии.
 В конечном счёте некоторые из предков писателя из рода Нечаевых даже  погибли в Боровском Монастыре во времена Лжедмитрия
Но одной маменькой и связью с боровской землёй объяснить глубокую погружённость Достоевского в тему старообрядчества сложно. Да и много маменька могла рассказать ?
Это всё таки 19 век, а не 17. Даже можно не сомневаться, что Нечаевы как и другие жители Боровска сочувствовали боярыне Морозовой и тоже по ночам пробирались к яме, чтобы кинуть туда хлеб или яблочко или огурчик. 
В 1666 г. Софон Нечаев станет свидетелем заточения в Пафнутьевом монастыре протопопа Аввакума, в 1675-м – сидения в яме городского острога боярыни Морозовой и княгини Урусовой, сожжения четырнадцати раскольников во главе со священником Полиевктом… Подавляющее число боровчан, сочувствующих мученикам, станут старообрядцами, а их город – некоронованной столицей старообрядчества

Но знала ли про это маменька через полтора века  спустя после тех событий ? Сомневаюсь. Да и умерла маменька очень рано в 37 лет.
Так откуда возникали образы и сюжеты ?
Достоевисты считают, что писатель прочитал где то. Например в том же журнале Каткова, где печатались статьи о церковном расколе в 17 веке. Только вот некоторые статьи были напечатаны после смерти Достоевского. Достоевисты делают вывод, что значит читал в рукописях когда ещё статьи не вышли в свет или вообще откуда то узнал ещё. Академическая наука скована материализмом.....а мы не скованы.
Нам может показаться странным и очень даже странным, что не только по маменьке, но и по папеньке, который из рода Ртищевых все дороги опять приведут в Боровск и не просто в Боровск, а на тот самый холм, где сейчас часовня боярыне Морозовой.
Ибо на том холме стоял двор Ртищевых и захоронения боровской знати. Уверен, что кости этого первого Ртищева и сейчас там лежат, а тот обелиск Героям Куликовской Битвы это по существу обелиск ему. Выяснить бы у кого родилась идея этот обелиск установить именно здесь. Уверен, что случайного ничего нет. А хотите  и я удивлю вас ещё ? Именно на этом холме стоял  воеводский Осадный Двор Сенявиных...... Правда тогда фамилия писалась через букву " И"...Поэтому холму бегали в 17 веке служилые ноги Афоньки Синявина, Ивана Синявина,Матвея Синявина и даже человека с загадочным именем Медведь Синявин. И каждый из них сплетал покутные нити переплетения судеб с  этими Ртищевыми и Нечаевыми.  Впрочем не обо всём сразу.
А как вам этот анекдотец о том, что один из рода Ртищевых болтавшийся несколько веков в Речи Посполитой, (где Ртищевы поменяли фамилию на Достоевских) приезжает в Москву и не находит никого для женитьбы как девушку из Боровска из рода Нечаевых...... ;) 

Вы реально можете поверить в такие совпадения ? Вы можете поверить ?
Или очередной анекдотец, как один Фёдор Михайлович Ртищев мучается за слюдяным оконцем вопросом о слезе ребёнка, а другой Фёдор Михайлович тоже из рода Ртищевых вдруг подхватывает через 200 лет эту мысль и развивает...Вы верите в такие случайности ? ;) 
Ага...я тоже случайно в своём мадригале про Лермонтова установил эту закономерность в родовых кланах где то в разрыве 200  лет усилиями рода выдавать человечеству Гениев и Родомыслов. Этот цикл ( двести лет) просматривается и в клане Лермонт. После основателя клана рыцаря Лира через двести лет появляется Томас Рифмач. Через двести лет после Томаса Рифмача происходит непонятный всплеск  с творческими личностями и возвышение клана Лермонт. А ещё через двести лет два гения в роду Лермонтов - поэты Байрон и Лермонтов

А помните тот камент женщины в мадригале про Лермонтова, которую через зал Судеб  выгнали реинкарнацию под предлогом,что род не развивается ?
Да мы сами тут обсуждали на форуме про эту цепочку задач законов реинкарнации личность - род - народ.
Да...да всё вот ради этого,чтобы раз в двести лет получился Ртищев на памятнике тысячелетия России,а потом через двести лет гениальный писатель Достоевский.
Да...это были инвольтации. Когда Достоевский садился писать за его спиной стояли " мертвецы,которые плакали каждый о своём" и внушали образы главным образом из того, что волновало их самих во время жизни на земле.
Сведенборг хорошо описывал  подобный образ инвольтаций. Он говорил о том, что люди удивились бы насколько не только мысли и образы, а даже поступки людей внушены духами. А если бы узнали, что подчас играют роль кукол в этом театре, то вероятно возмутились необычайно. Наверно заговорили бы, что свободу воли отбирают. А некоторые и возмущаются узнав об этом после смерти, как пишет Сведенборг. Но тем не менее правила игры  придуманы не нами.
Но Сведенборг не был одинок в своих наблюдениях. Многие мистики и эзотерики, на протяжении веков, указывали на то, что человеческое существование переплетено с невидимыми силами, влияющими на наш выбор и направляющими наши действия. Эта идея, конечно, противоречит нашему рациональному пониманию свободы воли, но, тем не менее, находит отклик в глубинных слоях человеческой психики.
Вопрос о свободе воли и детерминированности всегда был одним из самых сложных и запутанных в философии. Если все наши действия предопределены, то где место для ответственности и морального выбора? Если мы всего лишь марионетки в чужой игре, то какой смысл в наших стремлениях и мечтах?
Возможно, ключ к разгадке лежит в понимании того, что влияние духов не является абсолютным. Скорее, это похоже на легкий толчок, на шепот в ухо, который может быть услышан или проигнорирован. Свобода воли, в таком случае, заключается не в полном отсутствии внешнего влияния, а в способности осознавать эти влияния и принимать собственные решения, несмотря на них.
В конечном счете, правила игры, возможно, и не придуманы нами, но мы можем научиться играть по ним осознанно, становясь не марионетками, а активными участниками собственной судьбы.

Был у Достоевского и свой Даймон. Андреев пишет :

Цитата
Работа даймона над Достоевским сосредоточивалась преимущественно на развитии его способности высшего понимания других человеческих душ; другие его духовные органы оставались только приоткрытыми. Поэтому в его творениях заключены не прямые, не открытые образы иноматериальных реальностей, как у Данте, но их функции в слое человеческой психики, человеческих деяний и судеб. Человек, сохранивший о подобных спусках воспоминание более отчётливое, мог бы различить функции таких слоёв нисходящего ряда в психике и деяниях многих героев Достоевского. Он обнаружил бы функции Дуггура, Шим-бига и Дна в душе Ставрогина и Свидригайлова; Друккарга и Гашшарвы – в душе Петра Верховенского, функцию Гашшарвы и Цебрумра – слоя грядущего антицеркви антихриста – в Великом Инквизиторе. В личности Ивана Карамазова обнаружились бы функции многих различных миров и восходящего, и нисходящего ряда. Глава «Кана Галилейская» – явное воспоминание о Небесной России, может быть, даже отблеск Голубой пирамиды – Трансмифа Христианства, – и вообще в психике Мышкина, Алёши Карамазова, особенно старца Зосимы, чувствуются следы полузабытых странствий по очень высоким слоям. В образ и даже в слова Хромоножки вложено воспоминание о великой стихиали – Матери-Земле.


Всё так. Но кроме этого Даймона  за спиной стояла целая толпа духов.

=============================================================
Воспринимайте рассказ как фантазию. Доказать я ничего не могу. Поэтому претендую строго на литературную фантазию. :) 

                                                         ФАНТАЗИЯ

На просторах затомиса России в той иной реальности  над холмом, где некогда стоял деревянный Кремль Боровска собрались духи.
Они не откликнулись на зов рога и не следовали за знаком костра… Да и не покидали они эти места надолго. Их земная жизнь была неразрывно связана с этим холмом и его отражением в странной, альтернативной России Затомисов… На их лицах застыла печать глубокой тревоги. Долгая работа подходила к концу, и настало время подвести итог. Каждый из них вплел свои образы, мысли и воспоминания в эфирные подобия пергаментных свитков. Теперь этот коллективный труд предстояло внушить земному писателю, с которым их связывали кровные узы и нити судьбы… Веками они наблюдали за жизнью на холме, за сменой власти, за радостями и горестями людей, живущих у его подножия. В этом мареве полупрозрачной толпы выделялась фигура в кольчуге – основатель Рода. Среди духов мелькали кафтаны, окладистые бороды и даже парики XVII века. Все замерли в ожидании Древнего Светлого Духа, некогда связанного с этой точкой реальности – той, что внизу, и той, что наверху. Он должен был оценить их творение и вынести свой вердикт…

Над эфирными далями разлился тихий перезвон, словно хрустальные колокольчики зазвенели в безветренной тишине. Это возвестило прибытие Светлого Духа. Он возник из ниоткуда, сотканный из лучей заходящего солнца и прохладного дыхания реки Протвы. В его облике читалась древняя мудрость и неуловимая печаль. Окинув взглядом собравшихся, он вздохнул, и этот вздох отозвался эхом в холмах.

– Итак, дети мои, – прозвучал его голос, мягкий и обволакивающий, словно шепот листвы. – Что вы приготовили для меня? Какие истории накопились в ваших душах за века наблюдений?

Вперед выступил тот, кого при жизни звали Милостивый Федор. В его руках появилась светящаяся сфера, наполненная переливающимися образами.

– Мы собрали воедино наши воспоминания, размышления и мысли, Светлый Дух.

Светлый Дух принял сферу. Образы внутри закружились в вихре, словно звезды в галактике. Он погрузился в их суть, переживая заново каждую эмоцию, каждое событие. На его лице отражались то радость, то скорбь, то гнев. Время текло, и сфера погасла. Светлый Дух передал её Основателю Рода в кольчуге…

– И что же из этого вы выбрали? – спросил Светлый Дух.

Из толпы вышел Даймон, на чьи плечи легла основная работа – протянуть нить вдохновения с этого эфирного холма на Землю. Он сложил все пергаментные свитки в книгу и преподнес Светлому Духу со словами:

– Во имя  несущих бремя жизни на Земле!

– Во имя несущих бремя жизни… – пронеслось неровным хором в собрании духов.

Светлый Дух с любопытством начал читать пергаментные листы. От его решения зависело, будет ли одобрен этот коллективный труд.

И чем больше он читал, тем больше хмурился.

Даймон, стоявший неподвижно, не отрывал взгляда от Светлого Духа, пытаясь угадать его мысли. Остальные духи замерли, боясь нарушить ход этого судьбоносного момента.

Наконец, Светлый Дух оторвался от чтения. Его лицо оставалось непроницаемым. Он медленно закрыл книгу, и эхо от этого движения пронеслось по холму. Все затаили дыхание.

– Почто опять мрачните души людей? Почто опять, вместо сладкого дыма фимиама кадильного, несете на землю свою тоску и страдания? Мрачно всё для сердец смертных. Ноете и плачете каждый раз только о своём…

Даймон вздрогнул, услышав слова Светлого Духа. Он ожидал чего угодно, только не этого упрека.

– Но, Владыка, разве не в страданиях рождается истинное сострадание? Разве не через преодоление боли люди становятся сильнее и мудрее? Разве не в мрачных оттенках жизни можно увидеть яркие искры надежды? – осмелился возразить Даймон, чувствуя, как по спине пробегает холодок страха.

Светлый Дух вдруг улыбнулся, оглядывая испуганные лица духов на холме. Испуганные лица его насмешили.

Он сказал:

– Да знаю я вас, и без тоски и плача не можете, ну что с вами поделаешь… Ладно, так и быть. Приму ваш труд…

Ловким движением руки Светлый Дух выдернул перо из крыла Даймона и на стопке пергаментных листов наложил одобрительную резолюцию:

"Смиренный игумен Пафнутий руку приложил".

Продолжение следует.
Модераторы
Сообщений: 1101
Offline

Цитата

Вверх Вниз
Дата: Вт, 20.05.2025, 21:29 | Сообщение # 2 Яник
good 
Вперед, Емеля, не тормози и продолжай!
Страшно интересно. Но с разбегу не усвоить. Нужно труд приложить.
Первичное удовольствие я получил.
give_rose
Модераторы
Сообщений: 1086
Offline

Цитата

Настоящего масона или иллюмината никто не отличит от обычного человека, потому что он владеет обоими способами мышления.
Из газет.
Вверх Вниз
Дата: Ср, 21.05.2025, 10:28 | Сообщение # 3 Аглая
Емеля, шедевр!
Достоевский заиграл новыми красками. На самом деле мне просто не повезло с исследователями. Да я особо и не искала. 
А, действительно, за его многословием может прятаться нечто, что надо было просто спрятать - от цензуры, от дураков. Возможно, он и сам не всегда знал, о чем этот поток мыслей - но, видимо, доверял своему Даймону. 

Спасибо. Очень интересно. Даже захотелось перечитать что-нибудь ))
Модераторы
Сообщений: 1038
Offline

Цитата

Вверх Вниз
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ГЛАВНАЯ   ✧   НАВЕРХ   ✧   ЛЕНТА