Моя статья 2005 года, добавлю - одна из моих наиболее важных статей по метаистории. Опять же в первоначальной редакции.
Извиняюсь но без картинок здесь нельзя, поэтому несколько мегабайт придется занять.
*******************************
Рождение Звенты-Свентаны в одном из затомисов совершенно предрешено. Предрешено, следовательно, и рождение Розы Мира в человечестве. Но когда именно,как именно и с какой степенью полноты совершится это историческое событие, предвидеть в точности — свыше наших сил.
Д. Андреев
Предисловие
Новая волна – не только молодежные движения конца шестидесятых, с их пацифистскими настроениями, увлечениями новой музыкой, бусами, колокольчиками и лозунгом «занимайтесь любовью – а не войной!». Не только фотографии Биттлз, манера разговаривать на сленге и полное неприятие каких-либо авторитетов. Знаменитые джинсы и кроссовки, в которые одевались юноши и девушки. Это был взгляд на мир под определенным углом. Для Новой волны была характерна новая система ценностей, в которой очень большое значение имели интернационализм, пацифизм, любовь к природе, полный отказ от милитаризма и расовой дискриминации, а заодно и таких традиционно капиталистических догм, как обогащение, карьера.
Автор статьи [1] пишет: «Была предпринята попыткаопрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчета; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть».
Заметим, что позже светлая эта идея подверглась многочисленным искажениям и замутнениям, а где-то была и дискредитирована. В среду молодежи проникли наркотики, были сняты почти все ограничения в области секса. Молодежные движения в конце 60-х, расплескавшись, утратили свою силу и первую чистоту.
Но за несколько лет Новая волна успела зажечь много чрезвычайно ярких огней, повлиявших на всю последующую историю. Это и Биттлз, с их неповторимыми мелодиями, изменившими все восприятие музыки. Это и революция в кинематографе, связанная с такими именами, как Фредерико Феллини, Годар, Шаброль [1]. Однако Новая волна не исчерпывается явлениями культуры. Сюда можно отнести и экологическое движение, и новые течения в религии. С ней были тесно связаны борьба за освобождение колоний, всплеск национального самосознания в странах Африки, Азии, Карибского бассейна.
Последствия всех этих событий для мира переоценить невозможно, хотя сама Новая волна схлынула так же неожиданно, как началась. Что же произошло во второй половине шестидесятых? Что это была за цепь явлений, перевернувшая многие представления о мире, традиционный уклад и многие ценности, казавшиеся почти незыблемыми, – и в то же время не сумевшая поддержать саму себя?! Попытаемся разобраться со всеми этими непростыми вопросами, насколько это вообще возможно. Здесь я ни в коем случае не хочу раз и навсегда разложить все по полочкам, расставить точки над «i», или создать новые догмы. Эта статья – приглашение к диалогу, поскольку из всего, что касается метаистории последних сорока лет, данный узел представляется лично мне наиболее важным и интересным.
Низлияние женственности
После пика напряжения, пройденного в 1962 году, ситуация в мире изменялась одновременно в двух направлениях. На уровне государств – консервация сложившегося противостояния между Западом и Востоком, холодная война, с ее атрибутами недоверия, политических интриг и гонки вооружений. Но на уровне обществ – совсем другое. Осознание того, что человечество является единым целым, а Земля – нашим общим домом, становилось достоянием простых людей, в то время пока политики делили сферы влияния. Антивоенные настроения, миллионные митинги протеста против гонки вооружений были характерны именно для молодежных движений 60-х лет. Происходит эмоциональный, психологический отрыв общества от государства.
С метаисторической точки зрения это представляло огромную важность, так как ослабило влияние на человечество демонов великодержавия. Напомним, что уицраоры жизненно зависят от того, насколько поддерживают их люди, и как писал Андреев, фактически «питаются эмоциями государственного комплекса». Ослабление этого потока неизбежно и неотвратимо ведет к ослаблению уицраоров всех государств, а именно они определяли уклад «холодной войны». Именно на это взяли курс силы света после 1962 года, поскольку прямой конфликт с уицраорами был невозможен ввиду маячившей на горизонте опасности третьей мировой войны. Но не только удержание мира на грани военного конфликта, но и полный уход от него в будущем входил в задачи сил света. Поэтому требовалось поставить вопрос так, чтобы ценность человеческой личности стала главной в мире и, наконец, изменить общественный климат до такой степени, чтобы сделать неприемлемой саму идею войны.
Смягчение климата во все эпохи осуществлялось с помощью сил женственности. Вряд ли можно сомневаться и в том, что в 60-е годы 20 столетия произошло еще одно низлияние женственности. Вопрос лишь в том, могло ли это низлияние быть личным. Согласно предсказаниям Андреева, именно в эти годы должна была воплотиться в одном из затомисов Звента-Свентана. Однако произошло ли это в действительности? Едва ли. Навна, Соборная душа России по-прежнему оставалась в плену, возможности освободить ее в ближайшее время не было.
Может быть, для воплощения Звенты была избрана другая небесная страна? Задумаемся на миг над этой возможностью. Могло ли произойти воплощение Звенты-Свентаны в затомисе Северо-западной метакультуры? Едва ли – хотя бы потому, что шрастр ее находился под демоническим черным благословением Гагтунгра. Да и потенциальные возможности этой метакультуры не соответствовали задачам такого масштаба[2]. Пожалуй, наиболее удобной для воплощения Звенты-Свентаны была метакультура Романо-католическая. Однако, во-первых, приведенные цитаты Андреева и Тойнби относятся и к ней. А во-вторых, Романо-католическая культура, в отличие от метакультуры Российской, не подготавливалась специально для миссии подобного рода.
Тогда, пожалуй, остается задать последний вопрос – не могла ли это быть метакультура Индийская? Действительно, затомис Индийский, самый яркий и мощный из всех существующих представлялся одной из реальных альтернатив. Соборная душа Индии была (и, думаю, остается) свободна, уицраор Индии Авардал, несмотря на ряд своих тиранических проявлений, в целом находился под контролем света. Однако индуизм, традиционная индийская религия, не был способным ко всемирной экспансии своих идей. Это так же оговорено самим Андреевым, причем в весьма категоричной форме[3]. Более того, там же, в конце Главы «христианский миф и прароссианство» (Роза мира, книга 7, гл.2) Даниил Андреев четко выражает мысль о том, что метакультурой, обладающей всемирной миссией такого масштаба, должна быть метакультура христианская.
Таким образом, в 60-е годы в энрофе не было ни одной метакультуры, в затомискоторой могла бы воплотиться Звента-Свентана.
И поэтому можно сделать вывод, что произошедшее низлияние сил женственности носило лишь подготовительный характер. И именно этим – что Звента-Свентана не воплотилась, – можно объяснить неполноту проявлений новой волны, ее незаконченность, оборванность. Большой разрыв между ожиданиями людей и реальными событиями, остро наметившийся к концу шестидесятых, и ставший главной прииной неудачи Новой волны, так же связан именно с этим. Остановимся теперь на изменениях, вызванных Новой волной, более подробно и проследим, как в различных сферах они повлияли на жизнь человечества.
Освобождение колоний
Одним из главных событий, связанных с Новой волной, стало освобождение колоний во всем мире, распространение демократических идей на страны Африки, Юго-восточной Азии и Латинской Америки. Колониальная система была жестоким пережитком тех эпох, когда человеческая жизнь покупалась и продавалась за деньги, и когда на огромных территориях процветало жесточайшее рабство. То, что перемены были значительны по масштабу, можно легко ощутить, сравнив политическую карту Африки начала 1950-х и современную.
На верхней карте на месте знакомого нам сегодня многообразия красок монотонныетерритории, выкрашенные в фиолетовый цвет – Французская Сахара, бледно-зеленые колонии Британии, коричневые – Португалии, желтые – Бельгии и Испании. На всем континенте в начале 1950-х было только четыре независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР.
Примерно также обстояли дела в Латинской Америке, Юго-восточной Азии, Океании…
Конечно, почва для освобождения колоний возникла еще в 40-е годы, сразу после второй мировой войны, когда отвращение людей к войне и насилию вызвало желание покончить с колониальной системой. И первой серьезной победой было освобождение Индии. Но настоящий размах это движение обрело в начале 60-х. Начиная с Севера Африки, лавинообразный процесс освобождения колоний охватил весь континент. 1960-й год вошел в историю как «год Африки». Стали независимыми сразу 17 государств[4].Чуть позже этот процесс распространился на колонии Англии, Бельгии, Португалии и других стран. К середине 1960-х цвета политической карты Африки изменились до неузнаваемости, став почти такими, какими они известны нам сегодня (карта справа).
Почти такой же мощный процесс (хотя и в меньшем масштабе) начался в те же годы в других частях света[5].
Конечно, без внутреннего национально-освободительного движения в этих странах освобождение колоний было немыслимо. Но следует сказать, что не во всех случаях это движение стало определяющим фактором к освобождению. Для того, чтобы сделать такое освобождение возможным, требовался переворот в сознании граждан колонизирующих государств. Колонии давали метрополиям легко доступные ресурсы, территории для освоения, постройки заводов, создания новых рабочих мест. Давали колоссальные ресурсы на рынке труда. И хотя в ряде случаев экономики колоний, возможно, и были убыточны, вряд ли можно согласиться с высказываемой порой идеей, что освобождение колоний было экономически выгодно.
Если же посмотреть на ситуацию под углом метаистории, необходимо обратить внимание и на то, уицраоры вообще не склонны ничего отдавать, особенно когда речь идет о территориях. То, что распад колониальной системы стал возможен, говорит с метаисторической точки зрения о том, что влияние уицраоров на колонизирующие государства серьезно уменьшилось[6].
Поэтому мне кажется, что освобождение стало возможным лишь благодаря низлиянию женственности в 60-е годы. Изменение взгляда на колонии связано с общим смягчением нравов, с процессами взросления европейских наций, с таким углом зрения на вещи, когда ценность человеческой жизни становилось все большей. Сама ситуация, когда одни народы живут за счет других, начинала казаться немыслимой.
И хотя на пути становления новых государств предстояло еще множество нелегких этапов[7],возникала надежда, что мир больше никогда не будет больше разделен на сферы влияния пяти-шести главенствующих империй.
[1] Кстати, само словосочетание «Новая волна» первоначально обозначало направление во французском кинематографе (La nouvelle vague) и до сих пор употребляется в узком смысле именно в этом значении. В те годы французский кинематограф обретал новое рождение, появилось множество ярких женских образов. Именно тогда обрели знаменитость такие актрисы как Бриджит Бордо, Софии Лорен.
[2] всемирной задачейдвух западных сверхнародов является создание такого уровня цивилизации, на котором объединение земного шара станет реально возможным, и осуществление в большинстве стран некоторой суммы морально-правовых норм, ещё не очень высоких, но дающих возможность возникнуть и возобладать идее, уже не от западных демиургов исходящей и не ими руководимой: идеепреобразования государств в братства параллельно с процессом их объединения сперва во всемирную федерацию, а впоследствии — в монолитное человечество… однако этот этап находитсяуже за пределами долженствования западных культур как таковых. («Роза мира»). В этом смысле интересны так же слова известного историка А. Тойнби:
«Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не может достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время соверешенно очевидна насущная необходимость объединения…» (А. Тойнби. «Контакты между цивилизациями»).
[3] Что же касается индуизма, то та жесамая причина [чувство безнадежности в отношении просветления материального мира – И.Ч.] выразилась в судьбах этой религии ещё и той исторической особенностью, что индуизму остался почти совершенно чужд какой бы то ни было прозелитизм. («Роза мира»)
[4] не последнюю роль сыграла тут активная позиция Шарляде Голля, бывшего в то время президентом Франции.
[5] подробную хронологиюосвобождения колоний Вы можете посмотреть в Приложении I.
[6] тут нельзя исключать извиду, что с самими уицраорами колонизирующих держав могла быть проведена определенная «работа» со стороны сил света, но о характере этой работы мы можем лишь догадываться в настоящее время.
[7] к сожалению, после освобождения многиеафриканские государства вошли в длительную полосу политической нестабильности, гражданских войн и военных переворотов, в которых нередко участвовали интервенты (европейские, советские, южноафриканские и другие).
Рок-музыка была и до шестидесятых, и после. Но особенностью этого десятилетия явился необычайный подъем рок-музыки, некое огненное прикосновение, сделавшее возможным небывалый взлет. И самое непосредственное отношение к этому взлету имели, конечно же, «Биттлз». Джереми Паскаль в своей «энциклопедии Рок-музыки» пишет о «Биттлз»:
Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру…Они превратили пустую развлекательную музыку, исполнявшуюся слащавыми марионетками, в целую субкультуру… Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому[4].
Обратим внимание на две важные особенности. Стремительный взлет Биттлз начинается в 1963 году, меньше чем через полгода после Карибского кризиса. Случайность? Едва ли.
Первое радиоинтервью с Биттлз было сделано 28 октября 1962 года– в тот самый день, когда после нескольких дней острого политического кризиса Кремль и Белый дом сумели достичь мирной договоренности. Почти мистическое совпадение, не так ли? «Love Me Do» вошла в «горячуютридцатку» в декабре 1962 под №21, а в январе поднялась до №17. Хит не особенно крупный, но достаточный для того, чтобы новую группу заметили [4].
В начале популярность Биттлз была во многом связана именно с их протестным настроем. Они одевались не так, как было принято, носили стрижки, которые были не приняты, играли не так, как было принято. Леннон постоянно бросал вызов традиционному укладу общества. Та мысль об отрыве общества от государства, который стал намечаться в шестидесятые, была однажды озвучена им самим:
Думаю, всем нашим обществом правят безумцы, преследующие безумные цели. Вот что я понимал и в шестнадцать, и в двенадцать, но в разные периоды жизни я выражал свое понимание по-разному. Все это время чувство оставалось тем же, просто теперь я могу облечь его в слова. Нами, похоже, правят маньяки, и цели у них маниакальные. (Дж. Леннон)
В школе Леннон был задирой и драчуном, но при этом оставался интеллектуалом, с глубокой, чувствительной и ранимой душой. Он рос без родителей, и выработал в себе достаточно жесткости с самого раннего возраста. Вот как рассказывал Леннон о своем детстве:
Однажды в меня стреляли закражу яблок. Я часто подворовывал вместе с другом. А еще мы катались на задних буферах трамваев, ходивших по Пенни-Лейн, и проезжали целые мили, ничего не заплатив.
Именно в таких условиях сформировался человек, который был по натуре глубоким мыслителем и поэтом. Неудивительно, что первые альбомы Биттлз содержали незамысловатые тексты о любви, страсти, юности. Акцент делался при этом не на содержание, а на музыкальное звучание и на то, как они себя преподносили публике.
Однако к 1965 году подход меняется. К концу 1965 года был готов альбом "Rubber Soul", ныне классика фолк-рока. В своих текстах Леннон, Маккартни и Харрисон, написавший для диска две песни, переходят от незамысловатых историй о мальчиках-девочках к более сложным темам, к проблемам личности на более высоком уровне. [6]
Позволю себе цитату: Скажи одно слово и станешь свободной, скажи слово и станешь похожей на меня. Скажи слово, о котором я думаю, ты слышала? Это слово - Любовь. Оно так прекрасно, оно как солнечный луч. Это слово - Любовь. Раньше я не понимал, но сейчас до меня дошло, насколько хорошо это слово. Произнеси это слово и станешь свободной. (Дж. Леннон, П. Маккартни, «Слово»)
Выпущенный альбом "Rubber Soul" стал классикой рок-музыки. Стиль, который они использовали, назвали «фолк». Биттлз применили новые музыкальные приемы, но это не было главным. Фолк-исполнитель - это непевец с акустической гитарой, поющий о шахтах и железных дорогах. Ничего подобного мы больше не поем. Теперь мы поем о карме, мире, о чем угодно…- говорил Леннон.
Неудивительно, что следующим шагом было проявление интереса к религии. Исчерпав себя на путях отрицания, они были вынуждены начать поиск среди глубоких идей, выработанных человечеством на пути духа. В 1966 году в текстах Биттлз проявляется отчетливое влияние Востока. В аранжировках используются национальные индийские музыкальные инструменты.
Новая волна в религии
Интерес к религии в 1960-е годы был необычно высок. Это был один из тех достаточно редких периодов в истории, когда религия на какое-то время стала модной. Правда, в первую очередь, это коснулось восточных учений – буддизма, индуизма, даосизма. Новое поколение, выросшее после войны, искало собственного осмысления мира. В те годы происходила глубочайшая переоценка ценностей, и ценности старого мира воспринимались с недоверием. Христианство воспринималось молодежью, как часть существующего взгляда на мир, а доверие к этому взгляду было подорвано. Поэтому основное направление исканий и оказалось направлено на Восток. Можно дискутировать на тему «плохо это – или хорошо». Отметим, что для многих это не означало отхода от христианства, скорее речь шла о его осмыслении под новым углом… Вот как пишет об этом Авилова в своей статье, посвященной Нью-эйджу:
Среди множества молодежных субкультур 60-ых годов хиппи самая известная. Хиппи начали с того, что отказались во что-либо верить. В их жаргоне центральное место заняло слово"опыт", в значении - "эксперимент". Личный "опыт-эксперимент" стал критерием и мерой качества жизни, он стал определять отношение к традиционным жизненным установкам, выбор собственного пути в жизни, образ жизни. Такой жизненный эмпиризм привел многих хиппи к эмпиризму религиозному, и на Востоке они получили для приобретения желанного опыта больше возможностей, чем дома. Рейсы в индийские ашрамы стали массовыми. Гуру в отличие от священника не требовал бояться Бога, он учил не смиряться перед Ним, а подниматься до Него. Он тоже говорил, что Бог - это любовь, что природа человека - божественная, что душа не умирает, но делал это по-другому: дружелюбнее, естественнее, остроумнее, теплее. Он не служил в церкви в отведенные часы - он жил в ашраме, открытом для всех в любое время, и там, вместе с ним, могли жить ученики [6].
В 1968 году даже Биттлз становятся учениками Индийского духовного учителя Махариши, основателя движения трансцендентальной медитации. Оставляя в стороне анализ этого конкретного вероучения, отметим знаковый интерес к востоку, наиболее ярко проявившийся у Дж. Харрисона. А Биттлз были кумирами миллионов, и в эти годы находились на пике своей славы.
Битлз и Махариши Махеш йоги с учениками в городе Ришикеш. Эта фотография особенно хорошо передает дух детей цветов
Это, безусловно, способствовало распространению интереса к восточным религиям у представителей неформальных молодежных движений, которые и составляли самую яркую, колоритную часть Новой волны. Так в Западных странах стали распространяться восточные учения, в первую очередь йога, дзен-будизм, суфизм, даосизм. Восточное мироощущение захлестнуло западный мир с особой силой, и это создавало хорошую почву для взаимопроникновения религий и культур.
Распространение экологических движений
Проявления Новой волны в разных сферах были весьма многогранными. Общее смягчение нравов и критическое отношение к политике, к государству сопровождалось изменением взгляда на технический образ жизни, традиционные городские ценности.
Люди стали задумываться о том, как далеко оторвались они от природы и какой вред наносят ей, чтобы обеспечивать себе комфортное существование жизни в городах.
Конечно, одной из причин стало ухудшение экологии. Однако и само слово «экология» возникло как раз тогда, поскольку до этого проблемы окружающей среды вообще волновали человека мало.
Бурное развитие техники на протяжении 19 века и первой половины 20 начало серьезно сказываться на развитых странах. Резкий рост автомобильного транспорта в послевоенные годы привел к загрязнению воздуха городов и близлежащих территорий, причем ощущалось это отнюдь не только приборами. Напомним, что тогда не существовало жестких запретов на вредные выбросы, которые были введены гораздо позже. В 60-е годы жители европейских городов впервые познакомились с таким явлением как смог. Стало резко ухудшаться качество городской воды, сокращалась площадь лесов.
Наверное, не случайно, именно в эти годы стали появляться серьезные работы, посвященные проблемам спасения природы. Но их хронологическое совпадение с обозначенными выше событиями вновь удивляет.
В 1962 году в США вышла книга Рейчел Карсон «Безмолвная Весна». В ней рассказывалось о гибели птиц и млекопитающих вследствие применения пестицидов в одном из Штатов США. Книга произвела весьма сильный эффект. На конкретном примере было показано, как может быть губительно воздействие человека на природу и к чему это приведет в масштабах всей планеты.
Рэйчел Карсон
За полгода до "Безмолвной весны" вышла в свет «Наша синтетическая окружающая среда» Мюррея Букчина. Букчин считается основателем радикального экологического движения на Западе.
Мюррей Букчин
Ряд его книг, написанных напротяжении 60-х, повлиял на молодежные движения, формирование которых происходило как раз в те годы:
Радикальное экологическое движение[1]в Западной Европе и Северной Америке вышло из массовых социальных протестов шестидесятых годов. Молодежные бунты против убогости капиталистического общества, прокатившиеся по Европе и Соединенным Штатам, дали начало новым социальным движениям, в том числе экологическому. (Сергей Фомичев) [3]
Благодаря распространению этих движений к концу 60-х правительства были вынуждены принять ряд законов в защиту окружающей среды. В странах западной Европы стали жестко контролировать выбросы вредных веществ в атмосферу и воду.
Так началось распространение экологических движений по всему миру. Позже, в семидесятые годы экологические движения примут более устоявшуюся форму, появятся экологические институты и факультеты. Тогда же, в шестидесятые все это распространялось спонтанно, удивительно живо и естественно.
Однако пора прикоснуться к центральным событиям Новой волны, без которых она была бы совершенно немыслима, и во всяком случае была бы иной.
[1]Надо отметить, что до 1968 года любая книга по экологической тематикесчиталась радикальной, так как бросала вызов основам существовавшей системы – пишет Сергей Фомичев.
Все танцевали и пели новую поп-pок-музыку. Из Калифорнии приплылипервые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, браслетах. Тогда о них говорили на всех углах и во всех домах. В Лондоне был той осенью особый, какой-то предреволюционный аромат. Кажется, Стендаль писал, - несчастен тот, кто не жил перед революцией.
Василий Аксенов [3]
Движение Хиппи зародилось в Америке, тогда как Новая волна в тех или иных проявлениях охватила весь мир. Отождествлять Новую волну только с хиппи неправильно, хотя они и были неотъемлемой ее частью, возможно, самой яркой.
В Америке происходило нечто, подобное нашей хрущевской оттепели: у неебыл самый молодой в истории президент, издававший революционные законы и водивший амуры с голливудским секс-символом Мерилин Монро, мир казался полностью открытым для всяческих инициатив, в том числе и для инициатив молодежных…
(Артем Рондарев)
После убийства президента Кеннеди по стране прокатилась волна протеста. А поскольку курс правительства США стал после этого более жестким, а демократическую партию у власти сменила республиканская, молодежные движения приобрели выраженную политическую окраску, которую они до этого не имели.
Немалую роль сыграло и то, что Америка вела войну во Вьетнаме, которая по мнению молодежи была несправедливой. Напомним, что в те годы в США еще действовал обязательный призыв в армию, и молодежь была в данном случае непосредственно заинтересована в прекращении войны[1] 8.
Наряду с этим в шестидесятые годы в Америке прокатилась волна в защиту цветного населения, реальные права которого в те годы еще серьезно ущемлялись. После освобождения колоний в Африке ограничение в правах по расовому признаку в развитых странах выглядело жестоким анахронизмом.
В такой среде зарождалось движение хиппи.
Название «хиппи» возникло из сленга битников – молодежного движения середины 50-х.
Слово "хиппи" - битнического происхождения: у джазменов, апосле у битников слово "hip" имело массу значений, от "клево" до "правильно". То есть хиппи изначально, одним своим именем позиционировали себя как "то, что надо" [7].
Примерно в это же время в Америку приехали с выступлениями Биттлз. Их успех был ошеломительным, причем такое происходило впервые у английской рок-группы, до этого чаще американцы пользовались успехом в Британии.
Взяв на вооружение в качестве идеологии Биттлз, битников и некоторых радикальных писателей 60-х, и закалившись в политическом противостоянии с властями, хиппи показали себя как мощное, масштабное движение.
Их влияние на общественную и политическую жизнь США в 60-е годы было бесспорным. Отчасти под их влиянием в мае 1968 года американское правительство начало мирные переговоры во Вьетнаме, а к середине 1969 начался вывод американских войск из этой страны.
Хиппи против войны во Вьетнаме. Знаменитый лозунг Make Love Not War - занимайтесь любовью, а не войной
И хотя для принятия этих шагов существовали и внешнеполитические причины, нельзя списывать со счетов гражданский и общественный климат в США. А он, в свою очередь, определялся молодежными движениями.
[1] Одной из высших точек движения хиппи принято считать выступления против войны во Вьетнаме, которые прошли в конце 60-х и не обошлись без жертв - после одной из демонстраций, собравшей полмиллиона участников, которым даже удалось со всех сторон окружить Пентагон, на земле остались трупы манифестантов, застреленных Национальной гвардией. Многие молодые люди сжигали свои повестки и бежали в Канаду, чтобы не быть забранными в армию. [7]
Дети Цветов в Европе
Вспыхнув, подобно огню, движение Детей Цветов перекинулось из Нового света в Старый.
"Бабушка Лондон" становился Меккой мировоймолодежи... Там было весело тогда, вноябре 1967-го! На маленькой Каpнаби-стpит в каждой лавчонке танцевали и пели под гитару. На Поpтобелло-pоад вдоль бесконечных рядов толкучки бродили парни и девочки со всего мира и в пабах и на обочине пили темное пиво "Guinnes" и говорили, бесконечно говорили о своей новой новизне...[1]
Чтобы понять лучше идеологию хиппи, приведем речь, примерное содержание которой можно было услышать в те годы на улицах Лондона:
Мы уходим из общества не длятого, чтобы в стороне пpезиpать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще при жизни нашего поколения! Как изменить? Ну хотя бы сделать его более терпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу - вы не свиньи, но цветы. Flower power! Ксенофобия - вот извечный враг человечества. Hетеpпимость к чужакам, к непpинятому сочетанию цветов, к непpинятым словам, манерам, идеям. "Дети цветов", появляясь на улицах ваших городов, уже одним своим видом будут говорить вам: будьте терпимы к нам, как и мы терпимы к вам. Не чурайтесь чужого цвета кожи или рубахи, чужого пения или "измов". Слушайте то, что вам говорят, говорите сами - вас выслушают! MakeLove not War! Любовь - это свобода! Все люди - цветы! Ветвь апельсина смотрит в небо без грусти, горечи и гнева. Учитесь мужеству и любви у апельсиновой ветви, опыляйте друг друга! Летайте!
Символ движения Хиппи - цветущая ветвь апельсина
Естественно, эта огненная идеология требовала немедленного выхода, действия. Но в политической жизни Европы не было таких явных, острых проблем, как в США. Здесь требовались, скорее, тонкие перемены в мироотношении, в образе жизни. Молодежь, между тем, ощущала желание перемен, хотя и не могла, не умела прочувствовать, какого рода перемены могли бы здесь помочь.
Имела большое значение неудовлетворенность духовных исканий, поскольку в мировых религиях не произошло каких-либо серьезных изменений. Роза мира не воплотилось, традиционные конфессии оставались прежними. Чувство духовного голода не могло быть удовлетворено одними выступлениями на улицах. А та восточная мистика, которая понемногу распространилась, воспринималась все-таки как нечто довольно экзотичное и оставалась уделом сравнительно небольшого числа искателей…
Отсюда и возникло два вида протеста, которые не замедлили вылиться. Первый был направлен в политическую сферу. По всей Западной Европе прокатилась мощная волна демонстраций, бунтов против существующей политической власти. Молодежь требовала отставки правительств, и была готова подкрепить свои требования протестами на улицах, массовыми беспорядками.
Ткань разорвалась там, где сопротивление было минимальным. В результате молодежных бунтов 1968 года ушел от власти во Франции президент Де Голль – тот самый де Голль, благодаря которому была освобождена в течение нескольких лет вся Северная Африка. Напротив, те правительства, которые были более консервативны, более жестки и может быть, на деле требовали смещения, как раз и остались у власти. Подобные ситуации часто случаются в истории.
Но с изменением политического режима ожидаемой духовной свободы не стало больше. Молодежь не обрела того, что искала, напротив, отношения между поколениями стали более напряженными. Старшее поколение относилось теперь к молодежным движениям с большей настороженностью. Поэтому второй вид протеста оказался направлен уже против общепринятой в обществе морали, норм поведения, традиций.
Кабинетныесоциологи, разводя холеными ладонями, объясняли бунт молодежи повышением солнечной активности. В гуще хиппи, в котле, уже кто-то, но только уж не Аполлон, сбивал мутовкой масло, и раскаленные шарики выскакивали на поверхность, - воинственные хиппи, "ангелы ада", "гоpодские геpильеpы", а потом и слуги "сатаны" Менсона. Диалектика давала предметный урок любителям ботаники…
В. Аксенов
Трудно возлагать на кого-либо ответственность за случившееся тогда. Старшее поколение, думается, сделало недостаточно для того, чтобы понять молодежь и ее искания. Все списывалось, как часто бывает, на возраст, неопытность и прочее. К обычной притягательности запретных плодов прибавились неудовлетворенность социальных поисков и желание обрести во внутреннем мире то, чего так не хватало во внешнем. Так или иначе, основным бичом, который поразил молодежные движения, стали наркотики.
К концу десятилетия в общинухиппи стали проникать тяжелые наркотики, и участь движения была предрешена: дети цветов превратились в обыкновенных наркоманов, занимавшихся всеми самыми неприглядными вещами - от проституции до банального сотрудничества со спецслужбами. (Артем Рондарев)
Жесткие оценки А. Рондарева во многом справедливы, но акценты, на мой взгляд, расставлены неправильно. Можно предположить, что автор не прочувствовал причины, по которым с молодежью произошли эти трагические изменения. В состоянии наркотического транса хиппи искали того, чего не могли обрести в реальной жизни. Думаю, что они вызывают не осуждение, а жалость.
В 1967 году от передозировки умер продюсер Биттлз. Сами Биттлз тоже какое-то время употребляли наркотики, однако их дух был достаточно силен, чтобы сопротивляться, и к тому же в их жизни была четко поставленная цель, которой они следовали всегда. А их главное увлечение – рок-н-ролл, которому они всегда оставались верны, не позволяло им увлечься сколько-нибудь серьезно чем-то иным. Поэтому Биттлз справились с ситуацией, хотя в те годы в группе произошел надлом, который им так и не удалось преодолеть.
Тогда же, в конце 60-х произошло и то, к чему я могу едва прикоснуться в этой статье – сексуальная революция. По-прежнему буду избегать простых и однозначных оценок. Молодежь пыталась обрести в физической любви того, чего не смогла обрести в духовной. В их глазах это был протест против лживой викторианской морали, когда даже разговоры о сексе считались неприличными, а общество погрязало в насилии и лжи. Но так или иначе, все эти события предопределили закат новой волны.
И вскоре произошли знаковые события, этот закат знаменовавшие. В начале семидесятых ушли из жизни многие яркие поп-звезды, с которыми связывали расцвет и пик новой волны. В сентябре 1970 умер ДжимиХендрикс.Через месяц, в октябре, умерла Janis Joplin. «Оба были жертвами наркотиков, оба спешили жить,предчувствуя близкий конец» [4]. В том же 70-м году распались «Биттлз».
Ушел Пол Маккартни. Его бранили, но этот шаг был неизбежен. … Биттлз уже не являлись четырьмя гранями одной личности, теперь это были четыре очень разных человека, каждый с собственной жизнью, собственными интересами и собственной музыкой. Маккартни сделал решительный шаг. Если бы не он, это сделал бы Леннон. (Джереми Паскаль)
В музыке происходит заметное утяжеление стилей. Выходят на сцену тяжелый рок, хеви-металл. Масс-культура становится более грубой, идеи мира, пацифизма, вегетарианства улетучиваются из нее в другие сферы, остается лишь одна идея – протестная, которая и проявляется наиболее ярко в новом молодежном движении, панк. К началу семидесятых хиппи незаметно исчезают с улиц и площадей…
Но можно ли говорить о том, что на этом Новая волна прекратилась?
Отблески
Нет, хиппи не умерли, не кончились. По-прежнему бродят они по городам ивесям, проповедуя любовь и доброту, раздражая обывателей своим внешним видом и упорным нежеланием работать. По-прежнему звон их колокольчиков напоминает о том, что романтики, неисправимые дети-цветы пытаются достучаться до сердец людских, наглухо закрытых броней банкнот и цинизма, именуемой житейской "мудростью", хотят растопить лед человеческой отчужденности.... Достучатся ли ?? Удастся ли?? В. Аксенов
Что происходило в действительности?
Брызги Новой волны рассыпались по миру. В 70-е годы не угас интерес к восточным религиям – он стал лишь глубже, основательнее. Ширилось экологическое движение. К концу 70-х годы, как реакция на засилие рока и металла, выдвинулись новые музыкальные стили, в первую очередь, музыка диско. Пацифисты и экологи протестовали против холодной войны в разных частях мира. Что характерно, именно тогда, в застойные 70-е годы Новая волна проникла в Россию.
Дух свободы, искательства, неформальности, который она несла с собой, с самого начала вступил в конфликт с жесткой партийной линией КПСС. Идеологическая борьба с Новой волной не принесла успеха. Хиппарей подвергали принудительной стрижке, заставляли носить короткие прически, насильно переодевали. Все это было комично, но более подробно мы рассмотрим то, что тогда происходило, уже в следующей статье, посвященной эпохе застоя.
Для русских же людей"Beatles" имели совершенно особенное значение. Услышав прекрасную музыку, которую советская пропаганда всячески поливала грязью, люди начинали понимать, что их вообще бессовестно обманывают. И в этом смысле для нас "Beatles" сделали больше, чем для своих соотечественников и всего западного мира, для которого они всегда были доступны. Так же, как в крылатой фразе "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что рок-музыка в России - больше, чем просто направление музыки, и "Beatles" - больше, чем одна из групп. (иеромонах Сергий, Рыбко)
Эти слова произнес православный священник в статье, направленной против несправедливых нападок многих христиан в адрес рок-музыки и молодежной культуры.
Надо сказать, что в отношении людей к неформальным движениям по-прежнему сильна инерция, и в этом смысле данная цитата является приятным исключением из общего правила. Настороженность, конечно, отчасти оправдана теми искажениями, которые принесла с собою Новая волна, но иногда в отношении к неформалам слышишь такое категорическое неприятие, что даже можно удивиться. В советское время многие люди старшего поколения любили «почитать» им мораль, объяснить, как их характер пошел бы на поправку от работы на заводе или службы в армии…
Поэтому особенно приятно встречать среди старшего поколения людей, глубоко чувствующих и понимающих молодежь. Был таким чувствующим и понимающим человеком и отец Александр Мень…
Смягчение душевного климата поколения шестидесятников сыграло немалую роль в мирных реформах, которые произошли в 80-е годы. Шестидесятники, бывшие тогда молодыми людьми, выросли; многими из них стали политиками. В душе их отвращение к войне сохранилось на уровне подсознания; стремление к миру, к пониманию, а с другой стороны, к ненасилию стало для них естественным и органичным.
8. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура - сатанизм или богоискательство? (глава Антиподы ли Православие и рок-культура?) http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/rock
В первой редакции не было отдельной главы, посвященной сексуальной революции, только один абзац. Потом я сделал дополнение, которое размещаю здесь отдельно:
Сексуальная революция
В 60-х годах эротика выплеснулась на улицы. Это проявлялось хотя бы втом, что открытая одежда, которая ранее считалась неприличной и даже «развратной», у молодежи стала нормой. На пляжах появились бикини, некоторые девушки загорали топлес.
Многие хиппи проповедовали свободную любовь.
Фестиваль Вудсток 1969
Фестиваль Вудсток 1969
Молодежь 60-х с презрением относилась к нормам поведения, которое установило старшее поколение, и это не могло не коснуться секса. В викторианском обществе считалось нормальным, что мужчина ведет половую жизнь до брака, но женщине это запрещалось. То же относилось и к супружеской измене, когда измена мужчины выглядела куда более терпимым делом, чем измена женщины. Сексуальная революция была протестом против этой двойной морали – нередко ее называют революцией женской. Отмечают, что сексуальная революция была связана с распространением доступных контрацептивов, но я думаю, это частности.
Сексуальная революция была не только освобождением женщин, она была связана со смягчением нравов мужчин. Изменились многие стереотипы в обществе – ведь еще в 1950-х за слишком короткий купальник могли наложить штраф или поместить в тюрьму! J В обществе стало можно свободно говорить о сексе, он перестал считаться постыдной темой для обсуждения.
Но, конечно, когда речь заходит о таком социальном явлении, всегда есть «против» и «за». Польза от сексуальной революции была очевидной, но это не значит, что вреда от нее вообще не было. Общество 60-х оказалось перенасыщено эротикой. В среде хиппи свободные сексуальные контакты стали нормой. На брак большинство молодых людей смотрело как на отмирающий социальный институт. Надо сказать, многие хиппи пересмотрели свои взгляды, когда сами стали ближе к 40 годам.
Но тогда далеко не все к этому испытанию оказались готовы. Для многих свободная любовь стала самоцелью, отодвинув первоначальные идеалы движения на второй план. И конечно, это не могло не сказаться на чистоте движения хиппи. Ведь теперь его пополняли нестолько из идейных соображений, сколько в поисках разнообразных чувственных наслаждений.
(эту главу я планировал добавить между "Дети цветов в Европе" и "Закат")
Очень согласен с текстом Иоанна. Раньше я думал, что один только понимаю, что произошло в 60 годы. Почитайте мой текст Иоанн внимательно. Критические замечания только приветствуются.
Вот мой отрывок из одного мадригала про императора Александра Благославленного :
Цитата
Значит ли это, что воплощение этого вечно женственного духа из иных вселенных ( точного имени которого сам Андреев не знал, ибо Звента Свентана имя условное) не произошло уже тогда в 60 годы ? У меня складывается иногда впечатление, что этот мистический акт сошествия Звента Свентаны в 60 годах прошлого века очевиден только мне, но для остальных на площадках РМ почему то мировые культурологические процессы прошедшие именно в начале 60 годов прошли незамеченными. Некоторые упрямо продолжают сидеть и ждать воплощение Звента Свентаны в российском затомисе потому что якобы это предсказывал Андреев. Да не говорил он ничего такого, а сказал, что воплощение этого Духа произойдёт в одном из затомисов метакультур. Российский затомис предлагался Андреевым как один из гипотетических вместилищ этого Иновселенного Духа приглашённого извне в Шаданакар. Как то неудобно духовно космические процессы излагать в образах нашей земной реальности, но кроме слова "тендер" для описания состязания метакультур за право стать местом сошествия этого Женского Духа придумать ничего не могу. Тендер - конкурентная форма отбора предложений . Наша метакультура в этом тендере поучаствовала. Определённая работа была проведена. Феномен появления глубочайшего визионерского труда Андреева и была одной из частью этого участия в тендере. Эта часть работы была настолько важной, что никто иной как Архистратиг Небесного Кремля лично и некому не доверяя стал соавтором текста РМ. Могу себе представить как возгорелась душа этого человекодуха.... Ведь то что должен был возвестить в мир инвольтируемый им автор так было созвучно тому о чём мечтал сам Александр в своей земной жизни и этому ещё в Энрофе была посвящена е часть его души.Осмелюсь ещё раз оказаться в чужих точках сознания путешествуя в информационном поле всех возможных голограмм реальности. И там я вижу почти какую то детскую радость Александра.... Эмоции, ментальные привязанности, привычки спрятаны глубоко в тонких телах, которые не разрушаются после смерти. Перед тем, кто был в земной жизни русским императором как будто снова ожили картины земной жизни. когда он вместе с князем Голициным мечтал об универсальной мировой интеррелигии , которое заключит вначале народы Европы, а потом и всё человечество. Кому как не Александру попытаться продолжить то, что он не смог осуществить при жизни ? Если бы не этот человекодух бывшего Императора, то РМ вряд ли увидело свет, без охраны этого человекодуха невозможны были спуски в слои инфрофизики( он взял на себя буквально роль телохранителя и не думайте, что эти спуски и сопровождение давались легко и не хранили в себе опасностей)...буквально брал за руку Даниила...показывал...разъяснял. Многих смущает некий русоцентризм трудов Андреева. Но повторяю, что "русоцентризм" это часть состязания в тендере нашей метакультуры, а не какой то другой и с этой точки зрения текст Андреева безупречен. Книга должна была стать широко известной в Энрофе через три года после смерти писателя , но появилась через тридцать лет, ибо бесконечно растянулись сроки ..... Повторяю, что жалеть о том, что тендер был проигран не стоит совсем, ибо за ним стояла страшная цена. Демиург эту цену платить был не готов и не хотел. История с воплощением Звента Свентаны продолжилась уже в затомисе метакульуры Северо Запада, ибо там сложились все необходимые предпосылки. Именно там созрела почва бунта нового поколения против тотального конформизма общества. Отметим только основные направления культурологических и религиозных тенденций на Западе в 60 годы : 1)критика потребительского общества, как ответ на экзистенциальное ощущение от возникающих новых конфигураций зла ..... 2) Борьба за мир, права женщин и осознание экологической проблематики ( и ещё долгий список всего хорошего против всего плохого )... 3)Активизация религиозных исканий, поворот к "новой духовности". Интерес к культам восточного происхождения, такие как религия Кришны, бахаизи, формы йоги и так далее... 4)Отвержение конформизма и лишенного религиозной глубины морализма. Отказ от традиции и широкое поле возможностей для появления религиозных гуру - харизматиков. Общее повышение градуса религиозности. 5)Появление новых музыкальных и эстетических стилей 6)Либерализация сексуальной морали... ( как метко заметил один автор, что казалось, что не только Святой Франциск с проповедью возвышенной христианской Любви возглавлял духовные процессы в 60 годах, но и ловко примазался Великий Пан со своей знаменитой свирелью и сонмом духов земли, иные из которых, по давней шаловливой привычке, любят принимать облик духов неба). 7) Массовое увлечение изменёнными состояниями сознания ( лёгкие и не очень лёгкие наркотики).
Как видим явление "новой духовности" в предполагаемый период сошествия Звенты Свентаны в затомис метакультуры Северо Запада, носило сложный и противоречивый характер и не всегда со знаком плюс. И это не удивительно , ибо метаисторические процессы это точка приложения разнозначных и противоположных духовных сил. Слои инфрофизики все ещё стремятся подчинить себе Землю. Жрецы Антикосмоса внедряют в сознание людей фальшивые образы, вмешиваясь в любые духовные процессы. Они извращают любое начинание и нет ни одной сферы жизни куда бы они не вмешались. Поэтому одни люди будут видеть в 60 годах прошлого века только " секс,наркотики и рок - н - ролл", а другие инвольтации Звента Свентаны, борьбу за мир и новые религиозные поиски духовных пассионариев. Каждый увидит именно то, что захочет увидеть. Любители же всего рафинированного вряд ли поймут эту диалектику. Теперь несколько соображений относительно массовой увлечённости изменёнными состояниями сознания в 60 годы. Всё что касается психоделиков,ЛСД,Кастанеды и прочего из этого списка... Заключение нашей и плоти в парадигме Вечно Мужской матрицы иерархии и подчинения выгодны и привычны здесь власть имущим,привычны и законам Антикосмоса. История Звента Свентаны это новое сконструированное сознание как шаманский ответ человечеству в противовес Вечно Мужской Цивилизации .Расширение сознания опасно истэблишменту самим фактом растворения Эго , а цивилизации построенные на иерархии и жёстком подчинении невозможны в принципе без Эго. Мы как то уже говорили об этом на форуме, что для древних матриархальных цивилизаций было характерно употребление психоделиков растительного происхождения....Древние женские божества выводили общественное сознание ( через расширяющие сознание психоделики) на те формы поведения в обществе, которые ориентируют не на иерархию и подчинение( вертикаль), а горизонтальные формы общественного поведения , где царит парадигма равенства,дружбы,партнёрства.... Для любой новой религии необходим мощный источник сакрализации...Звента Свентана пошла проторенным путём древних женских культов и довольно мило и невинно поигралась тогда с психоделиками в 60 годах.. Как бы вам объяснить...Подключение к материнскому глобальному сознанию через шаманские практики и вполне невинные лёгкие наркотики может само по себе являться бесконечным подпитывающим источником сакрализации. Да ? Нет ? Вопрос дискуссионный, но Звента Свентана поигралась и в это... По моему личному мнению, не захват технических высот, но возвращению к Архаичному Шаманскому Экстазу должно способствовать возникновению более человеческих измерений в противовес цивилизации Зверя...Возрождение Архаичного это возвращение к Женскому Началу и для новой парадигмы Вечного Начала недостаточно только политический и философских призывов. Чтобы быть эффективным Архаичное должно опираться на конкретный религиозный опыт....И он должен потрясать до самых корней являясь источником сакрализации. Идеологи такого подхода предлагали сакрализировать природу, а растительные лёгкие психоделики признать законными как часть культуры шаманскаого экстаза .... Поэтому меня не удивляет , что над кампусами молодёжи охваченной движениекм хиппи стелился сладковатый запах марихуаны... Говорить и писать о том, что Андреев не ошибся провозглашая некоторые духовные, религиозные, культурологические процессы, которые должны были произойти в 60 годах можно ещё долго. Но я предвижу вопрос. Главный следствием предсказанного воплощения Звента Свентаны в одном из затомисов метакультур должно стать появление Розы Мира как "религии итога"...или что вроде этого. И где всё это ? А всё уже случилось, но только никто не заметил.
Индивидуальная религиозность.
Термин "индивидуальная религиозность" придуман не мной. Это термин культурологический и вполне научный. Сейчас об этом много говорят и пишут. Общее мнение различных авторов, что индивидуальная религиозность и есть религия итога, которая должна прийти на смену традиционным религиям.
Из всего массива информации об индивидуальной религиозности делаю сухую выжимку и обозначаю основные характерные признаки этого религиозного явления: 1)Отрицание концепции единственно правильной веры, которую требуется вбирать в себя полностью, ничего в ней не убавляя и уж тем более ничего к ней от себя не добавляя. 2)Догматические, канонические и авторитарные формы веры так же чужды индивидуалам, как и воинствующий атеизм. 3) Признание факта единства религий и поэтому в порядке вещей брать из разных традиций отдельные элементы и соединять их друг с другом. 4) Отсутствие фанатизма и нетерпимости к инаковерию, возникающих в большинстве конфессиональных форм вероисповедания. 5) Для индивидуальной религиозности все истины относительны и все учения не полные. Вам ещё не понятно о чём это ? А если я вам скажу, что массовое явление индивидуальной религиозности появилось на Западе( в области инспирации иерархий Северо Западной метакультуры) именно на рубеже 60 годов предсказанных Андреевым, то вам опять ничего не понятно ? Будете опять сидеть на своих форумах ещё тысячу лет и задавать вопросы: " Ах, почему предсказанное Андреевым не произошло ?" А нельзя вот так просто изучить этот вопрос? Почитать хотя бы что то? Посидеть и подумать ? Впрочем это интеррелигиозное явление действительно для многих прошло незамеченным. Причины этой " невидимости" : 1)Индивидуальная религиозность не заявляет о себе через какие-то организации. 2) Нет общепринятого названия этому явлению. Сам термин " индивидуальная религиозность" появился недавно. 3)Нет лобби в структурах власти 4) Люди с индивидуальной религиозностью не ходят толпой, не заявляют о себе....Люди с таким менталитетом кажутся сами себе исключениями из с правил, когда могут позволить себе зайти помолиться в христианский храм, потом заняться восточной медитацией , а затем зачитываться суфийской поэзией. Но таких исключений из правил уже около двух третей в современной Европе и кстати это одна из причин почему протестанские и католические храмы стоят пустые. Это совсем не признак бездуховности загнивающего Запада ( как нам иногда пытаются объяснить), а нечто другое. Религиозность никуда не делась. Индивидуальная религиозность это прежде всего "внеконфессиональная религиозность", а пустые храмы как следствие...
Вот этот феномен индивидуальной религиозности и есть та оптимальная форма РМ которую смог осуществить Демиург Северо Запада...
Сообщение отредактировал Емеля1 - Пн, 03.02.2025, 13:58
Очень согласен с текстом Иоанна. Раньше я думал, что один только понимаю, что произошло в 60 годы. Почитайте мой текст Иоанн внимательно. Критические замечания только приветствуются. Вот мой отрывок из одного мадригала про императора Александра Благославленного :
Классный текст, Емеля1, аплодирую, стоя.
Только хочу отметить, что я с 2006/2007 гг всегда утверждал, что Роза Мира в значительной мере состоялась в 60-е
Отличное эссе, Иоанн! 2005 год, я не читала. Думаю, и многие здесь тоже.
ЦитатаИоанн ()
Таким образом, в 60-е годы в энрофе не было ни одной метакультуры, в затомискоторой могла бы воплотиться Звента-Свентана.И поэтому можно сделать вывод, что произошедшее низлияние сил женственности носило лишь подготовительный характер. И именно этим – что Звента-Свентана не воплотилась, – можно объяснить неполноту проявлений новой волны, ее незаконченность, оборванность. Большой разрыв между ожиданиями людей и реальными событиями, остро наметившийся к концу шестидесятых, и ставший главной прииной неудачи Новой волны, так же связан именно с этим.
Всё в мире, во-первых, циклично, во-вторых, такая штука как внезапно возникший и воспринятый некоторой частью общества новый идейный импульс требует времени для развития и укрепления (целого цикла и часто не одного), чтобы повернуть мировое общественное сознание, проникнуть в эгрегоры, создать новые, исправить первоначальные ошибки и ошибки роста явления. Физический мир медленный - и это благо, потому что меняется он надолго.
1955-1970 года - время сбора урожая плодов, посеянных в 1847-1861 годах. . А откуда идеи 1847-1861 - это семена урожая 1792-1806. Вот ещё важная дата 1628-1642 - тоже время появления плода, из которого потом вызреет новый урожай. Чуть, правда, раньше этого срока, в 1623 году выходит книга Томаззо Кампанеллы "Город Солнца". С учетом того, что информация (идеи) распространялись в те времена медленнее, как раз книга популярность могла приобрести именно в указанный период.
1792-1806 - Французская революция. Провозглашение республики. Первый опыт демократической трансформации государства, жестокий и кровавый. В Америке коллегиальное руководство было установлено раньше, но для Европы это был новый опыт. И у Америки не было старых элит, традиций, поэтому и такого слома общественного сознания не потребовалось. И вот зерно идеи общества равных было Европой получено. Там всё быстро откатилось опять к новой империи, т.к. в принципе люди не были готовы к опыту свободы. И, может, хорошо, что такие озимые подзаморозили снежком? Вернулись к старому, сравнили. Но люди уже стали другими, во всех слоях общества люди изменились, во всем мире люди изменились под влиянием событий в Америке и Франции. А главное, прогресс требует социальных изменений. Данный период ещё и время развития науки, техники, искусства. 1792 - год открытия фондовой биржи на Уолл-Стрит. Новые денежные отношения, новая регуляция рынков. Если уж о параллели со временами хиппи и "Битлз": Моцарт становится первым музыкантом, который начинает сольную карьеру - живет с концертов, а не служит какому-то сеньору, развлекая музыкой его самого и его друзей. И за ним следуют Гайдн, Бетховен - это своего рода рок-музыканты, которые пишут произведения даже социальные (как "Героическая" симфония Бетховена, посвященная Наполеону сначала, а потом композитор снимает своё посвящение - своего рода политический акт). Музыка становится светской, музыка пишется для большой аудитории, исполняется в публичных местах. Музыка становится коммерческой, а не существует за счет меценатов.
Так вот эти озимые взросли в 1847-1861 годах. После осмысления, после изменений в умах, сравнений и выбора в головах людей начинают появляться новые всходы: 1847-основание "Союза коммунистов" Карлом Марксом и Ф. Энгельсом. 1848-1851 - революция во Франции. 1848- революции в Германии, Италии, Австрии. Потому что идеи всё большего равенства, всё большего участия людей в управлении своей жизнью уже проникла в умы. Но это было лишь начало движения ко всё большему пониманию, что средневековые порядки не отвечают интересам людей. В России - время разночинцев. Петрашевцы, Достоевский отбывает на каторгу. Герцен эмигрирует в Европу. Чернышевский начинает сотрудничать с "Современником", журналом Некрасова и Добролюбова.
И начинает вызревать новый колос - через рабочее движение, через национально-освободительное движение, через революции, через создание социалистического лагеря, через соревнование двух систем, через войны горячие и холодные. 60-е годы 20 века - фаза плодов идей, которые развивались долго, а приживались в головах людей ещё дольше.
Почему я считаю, что это было все-таки временем Розы Мира - во-первых, астрологически это время распространения по миру вызревшей идеи равенства и братства. Во-вторых, влияние энергий любви (хоть и криво-косо проявленных) тут куда очевиднее, чем когда-либо в истории. И это время, шестидесятые, наложили отпечаток слишком явный, очевидный и долгосрочный на мировоззрение населения планеты. Идеи равенства прав людей разных народов, рас, национальностей росла и ширилась, стала общепринятой. Толерантность к меньшинствам по любому признаку дошла чуть ли не до ущерба большинству. Экологическое движение вообще стали использовать как таран для проведения собственных интересов те, кому нужна поддержка населения, а предложить нечего. И т.д. Так же права женщин перешли в конкуренцию с мужчинами и уже представляют поле битвы и часто являются как и экология инструментом манипуляций.
И всё это требует коррекции, но это есть, это родилось и зреет. Так же, как правильно пишет Емеля, новая религия появилась, есть и будет расти и крепнуть.
Сообщение отредактировал Аглая - Пн, 03.02.2025, 23:41
И все же мой основной вывод пока не такой как у вас (пока отвечаю сразу всем, Емеля, я попозже обязательно ознакомлюсь с работой подробнее. но пока вижу, что главный вывод все-таки разный).
Я как раз не считаю, что Роза Мира воплотилась.
Мы имеем в виду явления яркие, изменившие мир, оставившие след, но как бы при этом сошедшие на нет. К концу 1970-х от описанных событий не осталось почти ничего.
Даниил Андреев под предсказанной им Розой Мира имел в виду нечто существенно другое. (думаю, можно не приводить цитат их там достаточно)
Я выше писал:
Цитата
Может быть, для воплощения Звенты была избрана другая небесная страна? Задумаемся на миг над этой возможностью. Могло ли произойти воплощение Звенты-Свентаны в затомисе Северо-западной метакультуры? Едва ли – хотя бы потому, что шрастр ее находился под демоническим черным благословением Гагтунгра. Да и потенциальные возможности этой метакультуры не соответствовали задачам такого масштаба[2]. Пожалуй, наиболее удобной для воплощения Звенты-Свентаны была метакультура Романо-католическая. Однако, во-первых, приведенные цитаты Андреева и Тойнби относятся и к ней. А во-вторых, Романо-католическая культура, в отличие от метакультуры Российской, не подготавливалась специально для миссии подобного рода.
Тогда, пожалуй, остается задать последний вопрос – не могла ли это быть метакультура Индийская? Действительно, затомис Индийский, самый яркий и мощный из всех существующих представлялся одной из реальных альтернатив. Соборная душа Индии была (и, думаю, остается) свободна, уицраор Индии Авардал, несмотря на ряд своих тиранических проявлений, в целом находился под контролем света. Однако индуизм, традиционная индийская религия, не был способным ко всемирной экспансии своих идей. Это так же оговорено самим Андреевым, причем в весьма категоричной форме
Если бы Зв-Св. действительно воплотилась в Северо-Западной метакультуре, последующие 40 лет были бы явно другими! Ну,не вяжется холодная война с воплощением могущественного женственного духа.
Что касается теории "частичного воплощения", "частичной Розы Мира", я не очень понимаю, как это. Как можно родиться частично?
Тогда нужно какое-то внятное метаисторическое объяснение , но пока его нет ни у кого.
В Северо-Западной метакультуре вряд ли она могла родиться, там был сильный уицраор и как раз после 60-х все пошло в сторону ужесточения.
При этом со многими частными выводами у Емели я согласен.
Я допускаю и даже почти уверен, что деятельсность демиурга Северо-запада, при содействии Звенты Свентаны, стала причиной нью-эйджа и новой духовности, что при ее же содействии произошел всплеск интереса к восточным религиям на западе, что феномен индивидуальной религиозности, от Ричарда Баха до практик рэйки и тай-цзи-цюаня был вызван Звентой-Свентаной. В этом плане мне с вами легче разговаривать, на орге бы закидали тапками
Что касается цикличности, о которой пишет Аглая, то природные циклы конечно есть, но мы имеем дело с событием беспримерным и никогда не случавшимся ранее - сошествием Звенты-Свентаны в Шаданакар и ее постепенным спуском. Которое согласно Андрееву произошло где-то в начале 19 века.
И тут не коммунистов или французскую революцию я вижу предшественниками, а скорее русских писателей-вестников, немецких романтиков, Вагнера, художников второй половины 19 века и Владимира Соловьева - всех тех, кто уловил присутствие женственности, когда она была еще высоко.
************
Ну и, чтобы как-то на этом не заканчивать, спрошу у всех - если Вы действительно увязываете Новую Волну с Розой Мира, какие явления из 1980-х, 90-х, нулевых можно сюда отнести? Где сейчас тот дух общечеловеческого братства, который так явственно, но к сожалению так же недолго проступил в движениях хиппи - детей цветов и нью-эйджа?
Мы имеем в виду явления яркие, изменившие мир, оставившие след, но как бы при этом сошедшие на нет.
Как правило это объясняют экономическими причинами на Западе. Экономика пошла на спад,подорожал бензин, выросла стоимость жизни . Поэтому вести богемный образ жизни как у хиппи, путешествуя с парой долларов в кармане стало невозможно. Всем пришлось срочно сбрить длинные волосы, бороды, снять феньки и устраиваться на работу включаясь в гонку капиталистических ценностей и конкурентной борьбы за материальные блага, которые ещё вчера " хиппи " отрицали. Многие даже начали скрывать своё прошлое. Духовные поиски это хорошо,но кушать хочется всегда. Феномен " детей цветов" возникнул лишь на пике экономического благополучия и материального процветания прежде всего в США. В 70 годы и потом беззаботный образ жизни стал экономически невозможен. Были и другие причины.
ЦитатаИоанн ()
какие явления из 1980-х, 90-х, нулевых можно сюда отнести?
Да вроде никаких...Панки,готы,металлисты из 80 и 90 ых это вообще из другой оперы.....
Хотел спросить Иоанна, участвовал ли Ахтырский в обсуждении заглавной статьи в древние времена на ОРГе. Ведь Ахтырский до сих пор гордо несет знамя Детей Цветов. Потом думаю, дай-ка сам загляну в древние манускрипты Обсуждение НОВОЙ ВОЛНЫ на ОРГе 2007 Никакого Ахтырского там нет, но оказывается есть Яник. Хорошая болезнь склероз - ничего не болит и всегда много новостей! Как там мы с Селем защищали Битлз от мракобесов! А вообще-то, наше здесь обсуждение потолковее
Я думаю все знают, что половые органы человека совмещены с органами выделения отходов организма, мочи и кала. Вопрос - насколько хорошо и даже эстетично публично демонстрировать эти органы и производное от них?
✧ Пока мы не освободимся от нашей национально-культурной спеси, пока не перестанем чувствовать так, как если бы Россия и в самом деле была лучшей страной на свете, - до тех пор из нашего огромного массива не получится ничего, кроме деспотической угрозы для человечества.
Я думаю все знают, что половые органы человека совмещены с органами выделения отходов организма, мочи и кала. Вопрос - насколько хорошо и даже эстетично публично демонстрировать эти органы и производное от них?
Владимир_К, в связи с чем вы спрашиваете? Где вы это наблюдали? Или вы сами где-то какали публично? А ваше-то личное мнение какое? Насколько хорошо и даже эстетично публично демонстрировать эти органы и производное от них?
Ну,не вяжется холодная война с воплощением могущественного женственного духа.
Именно - холодная. А не тридцатилетняя, про которую мне Яник напомнил в связи с 1628 годом. Яков Учитель:1628. Осада Ларошели. Атос, Портос, Арамис, дАртаньян казнят Миледи. Ришелье назначает ДАртаньяна лейтенантом королевских мушкетеров.
> Яков Учитель: Вот главное из 1628!!!
Да-да. Ещё и язык показал
Тогда уж добавим сюда к Кампанелле - Французскую академию, Галилея, которого не сожгли все-таки как Джордано Бруно, а под домашний арест посадили, открытие Гарвардского университета, парламентаризм в Англии, La Gazzette - первые СМИ. Всё это тоже было временем "оттепели".
ЦитатаИоанн ()
И тут не коммунистов или французскую революцию я вижу предшественниками, а скорее русских писателей-вестников, немецких романтиков, Вагнера, художников второй половины 19 века и Владимира Соловьева - всех тех, кто уловил присутствие женственности, когда она была еще высоко.
Федоров, Соловьев, импрессионисты, писатели и поэты второй половины 19 века, начала 20 века - это уже "проросшие зерна", люди, которые развивали идеи равенства и братства. Они бы просто не имели шанса быть услышанными, если бы не оттепель 1792-1806 годов. Кто бы вообще устраивал выставки импрессионистов, если бы не французская революция? Какие шансы были бы у разночинцев влиять на общество, если бы не Маркс?
Так же и эпоха 60-х породит то, что начало только расти в 2011 году. С 2025 года следует ожидать заметный всплеск тех идей и настроений.
ЦитатаИоанн ()
Ну и, чтобы как-то на этом не заканчивать, спрошу у всех - если Вы действительно увязываете Новую Волну с Розой Мира, какие явления из 1980-х, 90-х, нулевых можно сюда отнести?Где сейчас тот дух общечеловеческого братства, который так явственно, но к сожалению так же недолго проступил в движениях хиппи - детей цветов и нью-эйджа?
После 13-14 лет пассивности следуют 13-14 лет активности (чередование Инь и Ян тоже архетипично для нашего сознания). Но здесь активность не явная, соответствует ещё зимнему февралю, энергии мало, сил хватает только на узкий круг друзей и понимающих тебя людей. Но сознание, что весна наступит, крепнет. Опять же, ожидание Масленицы с сжиганием чучела "прошлого". И вот вам, пожалуйста, музыка и фильмы 90-х. Некоторые западные, кстати, фильмы нельзя понять, если не иметь в виду, что речь о бывших хиппи - а это даже не объясняется там, потому что общее место (для них).
Всё четко вписывается в обычный календарный цикл Солнца, кологод. Однако, для идей каждый месяц солнечного года - 13-14 лет. Но это архетип, мы так живем век за веком. Всё должно начаться, к новому надо привыкнуть, перестроить свою жизнь. Возможно, человек должен жить 165 лет - потому что это цикл развития идей, формирования социального мифа. Как ребенок должен созревать в утробе 10 лунных месяцев, а потом 3 мес. у него уйдет, чтобы адаптироваться к миру. Так общественное сознание развивается в течение сотни лет, а потом ещё 65 лет адаптирует эту идею к миру.
Где сейчас тот дух? Во внуках и правнуках хиппи и шестидесятников. Это другие люди, они не смогут жить как наше поколение. И вот в тебе, в других проникшихся тем духом, идеи те продолжают жить в книгах и фильмах. Но нельзя быть хиппи в этом мире - кому-то надо работать, или когда-то надо и работать. Поэтому ярко возникшее движение пришлось адаптировать к реальности. Но в 90-е подросшие хиппи создали удивительно светлую музыку, кино, книги. 90-е ведь были для нашего поколения оттепелью. И неспроста именно в это время началась вторая жизнь книги Андреева.
ЦитатаИоанн ()
Если бы Зв-Св. действительно воплотилась в Северо-Западной метакультуре, последующие 40 лет были бы явно другими!
А сколько лет прошло, чтобы религия Христа стала хотя бы не мировой религией, а просто массовой? И что, были фейерверки по поводу Его рождения? Нет. Одна звезда, трое волхвов. Потом 12 учеников. А тут сошествие на в Энроф даже. Это не Второе пришествие. Но смягчение нравов более чем очевидно.
Что касается теории "частичного воплощения", "частичной Розы Мира", я не очень понимаю, как это. Как можно родиться частично?
Назови это не частичным рождением, а рождением с последующим искажением, и всё встанет на свои места. Разве нет? "Все выходит совершенным из рук Творца, всё искажается в руках человека" (Руссо)
А сколько лет прошло, чтобы религия Христа стала хотя бы не мировой религией, а просто массовой? И что, были фейерверки по поводу Его рождения? Нет. Одна звезда, трое волхвов. Потом 12 учеников. А тут сошествие на в Энроф даже. Это не Второе пришествие. Но смягчение нравов более чем очевидно.
А я розамиристам тысячу раз про это говорил......Воплощение Христа прошло практически незамеченным......Трое волхвов чьих имён никто точно не знает, пастухи и овцы в хлеву....а потом лет 300 в полуподпольном существовании...... ТАК ЭТО БЫЛО ВТОРОЕ ЛИЦО ТРОИЦЫ !!!!! А тут какой то Дух залетел из других Вселенных о котором никто не знает и даже у Андреева имя Звента Свентана условное, но хотят , чтоб само Небо на две части раскололось по этому поводу ....и фейерверки..... Нет Иоанн.....Звента Свентана отработала на 100 %....на 200%....на 1000% в той истории культурологических изменений в массовом сознательном и бессознательном в 60 годах прошлого века....Об этих культурологических изменениях в 60 годах сотни книг написано.....и Андреев именно об этом и писал. И работа Демиургов Северо Запада, Индии была и даже Российская метакультура поучаствовала в стороне (о чём свидетельство сам текст РМ)...и результат есть в виде ответов на ВОПРОСЫ.... и вопросов на ОТВЕТЫ (для тех кто их искал)....
Я думаю все знают, что половые органы человека совмещены с органами выделения отходов организма, мочи и кала. Вопрос - насколько хорошо и даже эстетично публично демонстрировать эти органы и производное от них?
Вы же голых Лилит тут выкладывали ? Причём в самых соблазнительных формах ......Радея за нравственность я тогда пресёк ваши попытки растления форума. Теперь вы решили сами изобразить из себя цитадель нравственности......Но как всегда не по делу... Невозможно.....практически невозможно затрагивать тему Излияния Вечной Женственности в Энроф без сексуальной окраски, которая НЕИЗБЕЖНА...... Женственность это ещё в нашем Мире Форм( пока мы не поднялись на уровень Не Форм) суть Правильность линий и черт Неповторимых......движенья...грациозности Несоизмеримых...Великолепие грудей, ног стройность, талии и даже зада...Да зада...представьте себе...
Стихи...в студию....навеяло
Тот Зад лепили в мраморе, который молчалив, художники и скульптуры, как некий нарратив. Когда душа изранена от предрассудков злых она так обнажается в возвышенности МИГ..... ========================= А вам понятие возвышенности видимо не знакомо Владимир....Ах да я забыл,что вы это....как его....с Украины.....хуторская хтонь( как сказал Арестович).
Сообщение отредактировал Емеля1 - Ср, 05.02.2025, 20:17
Кстати, то фото Иоанна, где зад как мрамор вовсе не с Вудстока 69 года. Это концерт в лондонском Гайд Парке 1970 года.... На рок концентах такое бывает....девки раздеваются....На концерте группы " Чёрный Обелиск" в 1990 году тоже какие то голые девки на сцене и мимо меня бегали.....Какой то наркоман упал на меня сверху с двухметровой высоты. Вначале я услышал голос, что если будет песня " Память о прошлом - Чёрный Обелиск", то он потеряет контроль совсем над собой. И тут песня " Память о прошлом - Чёрный Обелиск" и кто то сверху падает на меня и кубарем через голову катится вниз по ступеням....И девки голые бегают....совсем голые....срам не прикрыт и там всё мохнатое между ног.... Я среди этих наркоманов, алкоголиков и извращенцев один был нормальный....Приехал мля из деревни в Москву на концерт.....Тверёзвый приехал...И мля больше после этого НИ НА КАКИЕ КОНЦЕРТЫ не ездил в Москву и дальнейшую свою жизнь пытался прожить ЧЕСТНО....Таки дела....
.На концерте группы " Чёрный Обелиск" в 1990 году тоже какие то голые девки на сцене и мимо меня бегали.....Какой то наркоман упал на меня сверху с двухметровой высоты. Вначале я услышал голос, что если будет песня " Память о прошлом - Чёрный Обелиск", то он потеряет контроль совсем над собой. И тут песня " Память о прошлом - Чёрный Обелиск" и кто то сверху падает на меня и кубарем через голову катится вниз по ступеням....И девки голые бегают....совсем голые....срам не прикрыт и там всё мохнатое между ног.... Я среди этих наркоманов, алкоголиков и извращенцев один был нормальный....Приехал мля из деревни в Москву на концерт.....Тверёзвый приехал...И мля больше после этого НИ НА КАКИЕ КОНЦЕРТЫ не ездил в Москву и дальнейшую свою жизнь пытался прожить ЧЕСТНО....Таки дела....
Емеля1, это твои штоли подлинные воспоминания? или цитата из какого-то почвенника? Тебе 12 или 13 лет было в 1990... Эван через что тебе с детства пришлось пройти... Тогда понятно лилит святую деву звал...
Емеля1, это твои штоли подлинные воспоминания?или цитата из какого-то почвенника? Тебе 12 или 13 лет было в 1990... Эван через что тебе с детства пришлось пройти... Тогда понятно лилит святую деву звал...
Я с армии пришёл в 89 году...... а родился в Колесе Сансары аж в 1968 году в Боровске..... Вы чего ? Забыли сколько мне лет ? Я древний мощный старик уже..... А с учётом того , что с первого дня рождения понимал русский язык и все разговоры людей вокруг, то вообще какая то древняя Монада....Всё понимал и Осознавал и удивлял окружающих. Как готовенький уже был...........ПРОШАРЕННОЕ СОЗНАНИЕ закованное в это беспомощное детское тельце.....как в шутку....как в бред на яву...)))